- Что ты будешь делать 20 апреля?
- А что?
- Ну как, день рождения Гитлера.
Этот диалог состоялся между двумя моими одноклассниками по дороге на репетицию парада по поводу 9 Мая. Было это классе в пятом-шестом, и год на дворе стоял примерно 87-й - вполне еще коммунистическое время, одноклассников за год до этого приняли во Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина, ходили на демонстрации, а по вторникам была политинформация и читали "Пионерскую правду", и уж чего-чего, а антифашизма было хоть отбавляй. И пусть Зюганов про патриотическое воспитание молодежи рассказывает кому-нибудь другому.
Упаси Боже, детишки не были фашистами. И это был не столько даже молодежный протест против общества и его официальной идеологии, сколько часть общего недовольства населения советской властью. И Гитлера выбирали скорее не ради него самого, а от противного - раз у вас он главный злодей, дьявол советской мифологии, то мы будем чтить его. Потому что по большому счету безразлично за кого, как говорится, нам все равно, что повидло, что говно, - лишь бы против течения. Запретный плод, понятно, всегда сладок. Даже если он представляет собой далеко не повидло.
Сегодня фашистскую идею выбирают, причем действительно выбирают, а не просто чешут языками, по другим причинам.
СКИНХЕДЫ-АНТИФАШИСТЫ
В 1968-1969 годах в бедных кварталах Лондона и Ливерпуля родился нынешний жупел неонацизма - бритоголовые. Но первоначально сыновья безработного пролетариата с фашизмом и близко не стояли. Просто ненавидели хиппи - и брились наголо, чтобы противопоставиться патлатым расхлябанным детям цветов, - и мажоров. Более того, когда они уже стали политизироваться, скины смотрели на мир антирасистски. Самая популярная скин-группа того времени Oi примыкала к крайне левой троцкистской (!!!) партии и звала на антифашистcкую борьбу с расизмом и неонацизмом.
Скины украсили себя свастиками и стали называться фашистами позже, ради эпатажа и провокации. Одно дело, когда ты просто пьешь пиво и мочишь зазевавшихся хиппи, и совсем другое, когда ты делаешь это идейно, цитируя "Mein Kampf" и маршируя с факелами. Это много круче. Это стиль.
А стиль способен творить чудеса. Стильная агрессия - это не просто тупая агрессия, это уже, так сказать, сопротивление. А сопротивление делает жизнь осмысленной: еще позавчера ты был сыном докера-алкоголика, в жизни тебе ничего не светило; еще вчера ты просто колотил кому-то морду и кто-то колотил твою, от этого становилось легче, но перспективы не прибавляло; а уже сегодня твой армейский ботинок врезается в рожу этого урода не просто так, а как носитель высшей идеи, и ты уже не просто вымещаешь злобу, а мир от этих уродов спасаешь.
В свое время мой друг, умный и талантливый человек, мало того что проголосовал за Жириновского, так еще и повесил у себя в комнате его портрет. ВВ импонировал ему следующим образом: "А он пришел и всем дал по жопе".
Из Жириновского, конечно, такой же фашист, как из него же Майя Плисецкая, но дело не в этом. Протест против того, как устроено это блядское общество, шире - этот блядский мир вечен. И из массы идеологий фашизм наиболее последователен в своей антибуржуазности.
Другое дело, что у кого-то протест выражается уходом от всякой ответственности и от социального процесса вообще, "make-peace-not-war" и марихуаной. А у кого-то возникает желание "всем-им-дать-по-жопе", в том числе тем, кто "make-peace-not-war". То есть дело не столько в протесте, сколько в агрессии как таковой.
АГРЕССИЯ, НАСИЛИЕ, война как форма существования - вот что по-настоящему притягательно в фашизме. Это может выражаться в "мягком" варианте скинхэдов-футбольных фанатов, которым нужен не столько футбол, сколько выплеснуть энергию в крике, драках и разгромленных витринах. Жесткие варианты хорошо известны из истории прошедшего века.
Но агрессия тоже бывает разной. Существует куча людей с агрессивным от природы характером, которые вполне встраиваются в общество в виде ментов, бандитов и определенного типа начальников. Эта агрессия не любит сопротивления, ее цель - доминировать, быть царем горы. А бывает агрессия, которая без сопротивления задыхается, когда не встречает достойного насилия в ответ. То самое "Есть упоение в бою, когда у бездны на краю..." Это агрессия и жажда боли вместе. Яркий пример такой психологии - см. "Бойцовский клуб".
БОЛЬ и ПОДЧИНЕНИЕ - еще один полюс фашизма. Это желание приносить страдание и желание испытывать боль самому. Самый агрессивный и диктаторский начальник негодует, когда с ним обращаются его же приемами, по отношению к себе он требует демократии. Фашист - нет, он сам нуждается в подчинении. Отсюда и общие для всех фашистских программ требования диктатуры, жесткая иерархия и дисциплина. Садомазохизм находит себе здесь самую полную реализацию.
ВКУС СМЕРТИ. Агрессия фашизма деструктивна. Но это прежде всего саморазрушение. Стремление к смерти и в первую очередь к смерти собственной, завороженность ею - фундамент фашистской агрессии. Что тебе чужая жизнь, если ты разрушаешь собственную. Убивая (реально или символически), фашист пробует смерть на вкус, примеряет ее на себя. Это основа философии и эстетики - отсюда весь этот оккультизм, возвращение к язычеству, культ Вотана и творчество ВИА "Раммштайн".
Форма важнее содержания
СТИЛЬ. Фашизму не интересна незаметная, макиавеллиевская агрессия. Он не действует исподтишка - насилие стремится к символическому значению, это жест, даже ритуал. Поэтому оно откровенно, демонстративно, зрелищно. Внешнее несравнимо важнее содержания, чаще его просто нет (в большинстве фашистских программ довольно призрачные, неясные цели) - это чистая форма. Именно поэтому фашизм - самая стильная из идеологий.
ГЕРОИКА. Из демонстративности и жажды смерти проистекает пафос фашизма: героическое мироощущение.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Прекрасный атлет, блондин с голубыми глазами - так обычно рисуется арийский герой. Менее известно, что он еще должен обладать большим членом и яйцами (и еще менее известно, что биологи третьего рейха имели это в виду и пытались вывести арийскую породу не только с идельной формой черепа, но и по линии гениталий вели работу). Культ мужского начала, исповедуемый фашизмом, придает ему колоссальный сексуальный магнетизм. И нельзя сказать, чтобы это никак не осознавалось. Фашистов играли самые красивые актеры Голливуда, даже в СССР на эти роли приглашали артистов из Прибалтики. Элементы фашистской униформы продаются в каждом уважающем себя секс-шопе.
НАЦИОНАЛИЗМ/РАСИЗМ. Конечно же, без этого фашизм не стал бы тем, чем он стал. Эта идея стала стержнем всей идеологии. Ты по рождению предназначен для чего-то большего, ты происходишь от чего-то сакрального и великого, а стало быть, являешься его, сакрального и великого, наследником. Недаром все монархи писали себе родословные - кто от Зевса, кто от Адама.
ИМПЕРИАЛИЗМ. Приятно ощущать себя частью огромного и желательно самого главного государства. Приятно стоять во главе мира.
Тварь я дрожащая или право имею?
Эрнст Юнгер, один из главных философов фашизма: "Наша надежда - на тех молодых людей, которые страдают от лихорадки, пожираемые зеленым гноем отвращения, которые, будучи истинными господами, болезненно тащатся сквозь строй свиных корыт". Идеальный рецепт от собственной несостоятельности.
И многое из этого совсем неплохо: дисциплина, твердость духа, стиль, сексуальность, героизм, активность, хоть и агрессивная, протест против сытой равнодушной буржуазности (хотя что плохого в сытости?). Проблема с фашизмом только в одном: люди начинают считать, что имеют право решать за других и за мир в целом.