Здороваясь, Земфира по-мужски протянула мне руку. Уже через десять минут, слушая ее ответы на вопросы, я еще раз поймал себя на мысли, что и мышление у этой уфимской девочки не женское. Впрочем, судите сами...
- У вас достаточно быстро все покатило - первая пластинка, гастроли, успех, затем вторая пластинка... Помню, уже на первом столичном концерте в клубе "16 тонн" вы держались весьма уверенно.
- Мне кажется, мы до сих пор еще очень сырой коллектив. Половина песен прокатывает исключительно за счет энергетики. На концерте я иногда слышу, как ритм-секция вдруг начинает "хромать", клавишник не успевает переключить тембр, гитарист лажает. Просто беру ноту еще лучше. Но эти концертные фишки вырабатываются со временем.
У меня есть твердое убеждение, что для музыкантов, которые учились в музыкальной школе, училище или консерватории, не существует понятия "стиль". Не важно, что ты играешь - рок или поп, нот всего семь, и они в любом стиле одинаковые. Решающую роль в нашем успехе сыграли мои песни, то бишь я. Может быть, это звучит нескромно, но мне кажется, что, если бы я ничего собой не представляла, это быстренько раскусили.
- Вначале тебя взахлеб хвалили, а теперь ругают. За что?
- С одной стороны, мы как бы в рок-тусовке, а по результатам продаж и сборам стадионов побили все попсовые рекорды. Сами того не желая, мы вроде как позарились на лакомый кусок поп-артистов - их аудиторию. В прямой эфир "Антропологии" Диброва позвонила некая девушка и сказала: "Ну слушать Земфиру еще можно, а вот смотреть невозможно". Дибров попросил ее представиться, и она ответила: "Я известная певица и актриса". Мне потом сказали, кто это звонил... но не хочу называть имя. У нас одни и те же организаторы гастролей, они мне и рассказывают, кто из артистов меня не любит. Список достаточно большой.
- А Шевчук за что на тебя наезжает?
- Сама не понимаю, как один музыкант может лажать другого. Я стараюсь не давать негативных оценок по поводу того, что мне откровенно не нравится. Шевчук уехал из Уфы задолго до того, когда я пошла в музыкальную школу. Мы даже не представлены. Но это не помешало ему сказать про меня, что я человек, которого сделали деньги, и как только они исчезнут, ничего не останется. Мы с Шевчуком делаем настолько разные вещи, к тому же находимся в разных весовых и возрастных категориях, поэтому здесь я не понимаю предмета зависти. На его аудиторию я не покушаюсь.
- Егор Летов тоже тебя не очень жалует.
- Как он меня назвал: "талантливая девушка, но от провинциального хамства тошнит..."? А сам Егор откуда, из Омска? Такие вещи меня даже не обижают. Честно скажу, замечание Шевчука обидело, я его уважаю. Но меня слишком долго учили играть музыку для того, чтобы я считала музыкой "Гражданскую оборону". В застойные времена это было актуально. Но сегодня Летов со своими лозунгами смотрится нелепо.
- А сама никого не обижаешь?
- Могу. В ответ на провокацию, потому что у меня врожденное чувство справедливости. Но сейчас я человек общественный, что мне не совсем нравится, - ни за булкой сходить, ни в кафе посидеть. Поэтому стараюсь отвечать аккуратно. Хотя если провоцируют, могу ответить и в резкой форме. Почему-то, когда цитируют, обычно не упоминают провокацию, а только мой ответ.
У нас действительно хамская страна. Мы сейчас проехали, и я обалдела: такое ощущение, что до этого жила в каком-то инкубаторе.
Скажите честно, мужчины (обращается к своим музыкантам), организаторы - хамы? (Не дожидаясь ответа) 80% - просто хапуги.
- Я сам ездил на гастроли с музыкантами, ничего, о чем ты рассказываешь, не замечал.
- Если ты едешь с Аллегровой, то это одно, а если с "Ногу свело" - совсем другое. Разные звездочки в гостинице, разные завтраки и обеды. Они мне говорят: "Мы ставили Аллегровой этот звук, и ничего - пела. А вы что выпендриваетесь?"
Или в Туле было дело: не заезжая в гостиницу, едем сразу настраиваться. Отыграли саундчек, просим отвезти нас в гостиницу (я перед концертом обязательно принимаю душ для тонуса, переодеваюсь, крашусь). "Вы что, не взяли вещи с собой?" - удивляется организатор. "Нет, не взяли, - отвечаем. - Они же мятые, и вообще мы хотим душ принять". "Не знаю, не знаю, - говорит. - Борис Моисеев приезжал с утюгом и вон в том углу гладил". Как после такого диалога с ним разговаривать? Они все постоянно апеллируют к громким именам, говорят, что работают уже 15 лет, а я вчера появилась, а послезавтра меня никто не вспомнит. Хамы! Но я, несмотря на то что зарабатываю деньги, еще по-настоящему испытываю наслаждение от концертов. Они же преследуют только одну цель - заработать... А ты с кем ездил на гастроли?
- Последний раз с "Иванушками".
- Мне, кстати, нравятся "Иванушки" - так и напиши в своей газете. Хорошая группа и хорошие люди. Рыжий сам ко мне подошел, представился. А вот с Киркоровым, например, я бы даже не стала знакомиться...
Мне не нужно, чтобы ко мне относились, как к звезде - стелили под ноги ковры. Я требую только того, что написано в бумажке (райдере). Мы не хотим дружить с организаторами. А то, знаешь, есть русская привычка - приехали, вместе набухались, после концерта еще раз набухались. Нам этого не нужно, мы едем работать. Была б моя воля, я бы вообще не уделяла им внимания. Илья Лагутенко мне рассказывал, как за рубежом бывает: ты приезжаешь, если организаторы не выполнили хоть одного пункта в райдере, ты разворачиваешься и уезжаешь.
- Если ты будешь вести себя также в России, заработаешь репутацию Шуры. Из-за его капризов никто не хочет иметь с ним дело.
- Из-за чего происходили все наши основные скандалы? Например, перед концертом идет настройка звука, а в зал уже запускают народ. По-моему, последний раз это было в Омске (на родине Егора Летова). Неодетые, непричесанные репетируем - хотели сыграть новую песенку. Вдруг перед сценой появляются девчонки и начинают фотографировать. Я думала, это, как обычно, знакомые милиционеров. Ан нет, смотрим, в зал уже заходят зрители. Я закатываю дикий скандал. Не пошла на пресс-конференцию, сказала, что это неуважение.
- Страна такая. Тебе ее под себя не переделать. Сломаешься.
- Мы проехали Прибалтику, Белоруссию, Украину. Там организаторы все делали на "пять с плюсом". Прибалты, видимо, в силу своей приближенности к Западу, пунктуально рассматривают каждый пункт договора. Пишешь в райдере "стульчик для барабана", стоит стульчик для барабана, а не, е... твою мать, кресло XVIII века или офисный стул на колесиках. Дело не в том, что мы хотим переделать мир под себя, а в том, что кругом одни расп...дяи. Особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. К нам в Хабаровске заходят в гримерку "братки" и заявляют, чтобы мы собирались в клуб для "братков" лабать. Уходили черными ходами с аппаратурой в 300 килограммов. Куда это годится?!
- Ты достаточно вольно обращаешься с русским языком.
- Вообще-то я собиралась на филологический, но в последний момент ушла в училище искусств. Преподаватель, которая закончила филфак, отговорила меня: "Земфира, тебе лучше петь". У меня есть своя теория на этот счет. Я не пишу стихов, у меня просто тексты. Иногда сижу и, как ребусы, слова складываю, а бывает, на одном дыхании вылетает что-то.
У меня бережное отношение к слову. И то, как я обращаюсь с языком в разговорной речи, меня, конечно, не красит. Но бывают периоды, когда со своим очень близким другом дискутирую тет-а-тет. У нас начинаются философские рассуждения - там у меня получается неплохо, можно на трибуну ставить.
- Видимо, песней "Девочка-скандал" ты себе и напророчила скандалы.
- Тогда я не подозревала такого количества подлостей в жизни. У меня есть твердое убеждение, что человек - не лучшее произведение искусства...
А по поводу пророчества... я помню, как писала эту песню. Я мешала маме смотреть сериал - ходила по комнате с гитарой и любовалась на свое отражение в зеркале. И стала складывать подряд: "девочкой-воздух" меня называл мой саксофонист, потому что я постоянно опаздывала в ресторан на работу, "девочка-скандал" - потому что из-за врожденного чувства справедливости не могу назвать себя мирным человеком. Потом я подумала: а что еще могу из себя представлять? Наверно, "пожар", наверно, "брызги", наверно, "с ума". Так и родилась песня. А "Ракеты" я написала в больнице. Мне без наркоза делали операцию, поэтому я все чуяла. А потом написалась песня.
- Банально, но почему-то кажется, что "СПИД" написан в больнице.
- Я лежала ночью на диване, собираясь спать. И вот у меня завертелась строчка: "Но у тебя СПИД, и, значит, мы умрем". На следующий день я пришла на репетицию со словами: "Я написала хит, только не надо ржать". Стала играть, а на припеве они (музыканты. - Прим. автора.) все равно стали смеяться. "Смейтесь - не смейтесь, - сказала я, - это все равно хит". Песня не о болезни, а о двух подростках. Если группа "Ногу свело" поет: "Пускай лилипут я, а ты горбатая", - что, все уроды мира должны ополчаться на них? Чушь полная! Оставляю за собой полное право петь про то, про что хочу.