Вместо костров - радио
ТАК кто же изобрел радио? Об этом до сих пор спорят.
С ДРЕВНИХ времен человечество искало способы быстрой передачи информации на дальние расстояния. Африканцы посылали свои сообщения ударами по барабану различной силы. Австралийские аборигены тоже использовали для дальних сообщений звуковые сигналы. Однако самым распространенным способом связи многие века были сигнальные костры. Весть о захвате Трои, осада которой длилась десяток лет, древнегреческий полководец Агамемнон послал своей супруге Клитемнестре по цепочке из поджигаемых один за другим костров и факелов. Всего за одну ночь огненное известие о падении Трои прошло 555 километров.
Термин "радио" появился только в 10-е годы ХХ века, незадолго до Первой мировой войны. А до этого передачу звуковых сигналов в эфир называли "беспроволочным телеграфом". И долгое время радио использовало не слова, а телеграфный код, изобретенный американцем Самуэлем Морзе. Прародителем же использования электромагнитных волн был немецкий ученый Генрих Герц. Именно его фамилию в 1897 г. передал азбукой Морзе в эфир в первой в мире радиограмме русский ученый Александр Попов. И по сей день во всех странах частоты радиовещания измеряются в герцах. Так кто же изобрел радио?
Негусто с "форматами"
В СТОЛИЧНОМ регионе только в диапазоне УКВ/FM действует около 30 московских радиостанций и еще с десяток подмосковных. Вот, казалось бы, раздолье! Однако на деле наши радиостанции похожи друг на друга, как близнецы. И несмотря на то что сами работники радио любят к месту и не к месту говорить про какой-то особый "формат" своих станций, все многообразие эфира сводится практически к трем видам. Первый - информационно-музыкальные радиостанции, включающие программы от политических комментариев до советов по домашней выпечке вперемежку с популярной музыкой. Это в круглосуточном эфире таких китов, как "Радио России", "Маяк", "Эхо Москвы". Второй - по музыкальному жанру: "Шансон", "Ретро", "Орфей". И третий, самый распространенный вид - радиостанции, гоняющие с утра до вечера однообразную современную попсу с прокладками из отвязных или бессмысленных бесед по телефону в прямом эфире так называемых диджеев с радиослушателями.
Постараемся в следующих номерах нашей газеты подробнее рассказать о каждой радиостанции, проанализировать их достоинства и недостатки, побеседовать с авторами и ведущими передач. Пока же отметим, что, как ни ругай наше телевидение за однообразие и скуку, с радио дела обстоят еще хуже.
Необходимо, чтобы зазвучал голос самих радиослушателей. Для начала мы предлагаем нашим читателям оценивать ежемесячно работу московских радиостанций по таким параметрам:
1. Лучшая/худшая радиостанции.
Ваша суммарная оценка, обработанная социологами, будет регулярно публиковаться в нашей газете, в первом номере месяца. Мы будем также публиковать наиболее интересные письма читателей-радиослушателей. Итак, настройте ваши радиоприемники! Слушайте, анализируйте, присылайте свои письма по адресу: 101000, Москва, Мясницкая, 42, "АиФ - Москва". С пометкой "Радиорубка".