ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН сыграл в таком количестве антрепризных спектаклей, что Олег Меньшиков как-то при встрече с ним пошутил: "Ну и где та бочка, в которой ты еще не являешься затычкой?.."
- СЕЙЧАС некоторые деятели академических театров называют антрепризу рассадником дурновкусия. Каково ваше мнение на этот счет, поскольку вы являетесь...
- ...Одним из лидеров этого "дурновкусия"? В первых рядах "безвкусицы"?.. Мне представляется - народный артист СССР Армен Джигарханян и народная артистка России Татьяна Васильева однажды собираются и думают: "Как бы нам сделать дурновкусный спектакль?.." Трудно себе представить такую картину, правда? Мы все в плену собственных ошибок, не можем быть застрахованы от дурновкусия и не всегда делаем шедевры. И действительно неизвестно, к чему приходим, пройдя трудный путь создания художественного произведения. Вот об этом хочу напомнить, раз пошел такой разговор. Но, с другой стороны, прекрасно понимаю гнев и возмущение тех, кто не встал в ряды этого движения - антрепризы и не занял там свое, прочно отведенное ему "место под солнцем". Здесь попахивает уже...
- Элементарной завистью?
- Да, извините... Но - "кто успел, тот и смел"! Поэтому не хочется участвовать в дрязгах. К тому же знаю, что российская художественная мысль, можно сказать, зижделась на антрепризе. Вообще Россия - родина антрепризы! Именно Россия породила вот это "страшное" явление! И российские же творцы почему-то утверждают, что это слетело с Луны или проклятые американцы, а то и, того хуже, евреи занесли нам эту страшную болезнь, эту безвкусицу!.. И, кстати, в советские времена эти люди были в первых рядах халтуры! Тогда каждый имел свой сольный концерт, или номер, или чтецкие программы... очень сомнительного содержания. Я был свидетелем таких спектаклей, таких концертов, после которых мне стыдно было смотреть в глаза этим товарищам, этим "деятелям", хотя они были на очень хорошем счету. Тогда каждый халтурил, как сейчас помню, в свободное от основной работы время. Разве это не антреприза, правда в ужасной форме? Советские актеры носились по городам и весям потому, что и тогда не хватало зарплаты.
Что уж говорить про сейчас? Такое жалованье за месяц, что стыдно говорить, что ты - профессиональный артист! Конечно, есть те, кто не нуждается и никогда не испытывал нужды. Им легко с олимпийских высот утверждать, что "не хлебом единым жив человек - есть дух!". Но все-таки есть еще и хлеб, которого нет у многих актеров... И антреприза - история неизбежная.
Не все же смотрят спектакли Камы Гинкаса. Не все, к сожалению, могут попасть на спектакли Фоменко. И в каком-нибудь городке даже не знают о существовании таких режиссеров и таких театров. Потому что эти театры никогда не были здесь. А мы с Таней Васильевой были. Мы с Арменом Борисовичем ездили. И мы не считаем, что унижаем себя какими-то дальними "дырками" - отдаленными районами, куда вообще не ступает нога творческого человека. А мы ступаем. Я не стыжусь об этом говорить. Конечно, мы за это получаем деньги. Но мы и едем!
- Вы ушли из Театра сатиры. Для того чтобы больше заниматься антрепризой?
- Я написал заявление об уходе, потому что не мог совмещать поездки и каждодневное служение одному театру. Невозможно было на протяжении многих лет сидеть на двух стульях. Мне пришлось сесть на "стул" под названием "антреприза" и уже прочно им завладеть. Жалею ли об этом? По-человечески, конечно, жалею. Мне хотелось бы сохранить ощущение, что я - артист московского театра. Но в принципе... Сегодня я играл в "Сатириконе", вчера - в Театре им. Вахтангова, до этого - в Театре на Таганке... Мне вообще всегда казалось, что не важно, где ты играешь, в каких стенах разыгрываются твои художественные драмы, а важно, ЧТО ты делаешь.