Примерное время чтения: 5 минут
83

Как жить дальше

ТРИ года назад мы столкнулись с этой бедой в первый раз. Тогда, похоронив жильцов двух взорванных домов, москвичи всерьез задумались о своей безопасности. Дежурили по ночам, проверяли подъезды и подвалы. Но постепенно напряжение спало, мы вернулись к привычной жизни. И забыли, что слишком многих людей в этом мире раздражают огни и музыка на улицах нашего города, улыбки и радость на лицах прохожих, их беззаботность и уверенность в себе. Терроризм - новый враг мегаполисов, он, подобно радиации, пользуется своей невидимостью и внезапностью. Но ему можно противостоять! Это доказали те, кто героически вынес напряжение этих 60 часов, сидя в зале под дулами автоматов, те, кто уничтожил террористов и спас заложников, и те, кто погиб. В эти дни мы, жители многомиллионного города, независимо от возраста, социального статуса и материального достатка почувствовали себя единой общностью: москвичами. Нас хотели запугать? Не выйдет!

Городские власти сделают свои выводы из случившегося, но и нам, горожанам, пора понять: да, мир вокруг нас изменился, но в нем можно жить спокойно, только нужно кое-чему научиться. Об этом мы подробнее поговорим с вами, наши читатели, на страницах газеты.

А сейчас о том, что должно измениться в первую очередь.

Что должно измениться в головах

Леокадия ДРОБИЖЕВА, директор Института социологии РАН:

- НАСТАЛ момент, когда общество в состоянии консолидироваться вокруг одной цели - противодействия терроризму. Это показывают наши последние опросы. Появились точки соприкосновения интересов всех социальных слоев, как бедных, так и элиты.

В Израиле детей сызмальства учат бдительности. Похоже, нам тоже пора мобилизоваться. Разговоры о традиционной русской лени, о надеждах на авось и на доброго дядю уже неактуальны. Общество меняется, оно не такое, каким было десять лет назад. При этом важно, чтобы бдительность не превратилась в охоту на ведьм, в некий эмоциональный перехлест с националистическим оттенком. И здесь на первый план выходит роль средств массовой информации. Многое зависит от того, какую атмосферу создадут газеты и ТВ.

Что должно измениться в школах

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат МГД:

- К БОЛЬШОМУ сожалению, современный институт образования, как и общество в целом, не прививает детям жизненно необходимых навыков - как вести себя в случае опасности. В Израиле каждый ребенок твердо знает, что нельзя поднимать с земли красивые игрушки, конфеты и вообще все. Поведение в экстренной ситуации должно быть автоматическим, идет ли речь о пожаре, звуках выстрелов или о незнакомом человеке, который предлагает покатать на машине. Необходимо в начальной школе рассказывать о возможных опасностях, а сейчас в школьной программе есть только совершенно бесполезный предмет ОБЖ. Чаще всего отставные военные рассказывают ребятам об атомной бомбе, автомате Калашникова и заставляют маршировать во дворе школы. Никакого отношения к реальной жизни этот предмет не имеет.

А охрана образовательных учреждений? Грустная история. В бюджете нет денег на охрану, ее оплачивают родители. И редко где встретишь идеального охранника, у которого есть связь с местным отделением милиции и чужой в здание школы ни за что не пройдет. Кроме того, необходима строгая дисциплина, чтобы, как в Америке, во время уроков ни один ученик не мог самовольно уйти из школы.

Что должно измениться на улице

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

- МИЛИЦИЯ делает деньги на всем, что можно. Хотя Закон о милиции запрещает стражам порядка заниматься коммерческой деятельностью, сплошь и рядом можно увидеть милиционеров, которые охраняют различные организации. Не говоря уже о поборах, которыми они занимаются в рабочее время: гаишники берут взятки с водителей, муниципалы - с торговцев, участковые - с местных мелких коммерсантов и т. п. Раньше милицию уважали, профессия милиционера была престижной, случись что, москвичи сразу звали на помощь стража порядка. Теперь же милицию за версту обходят, потому что озабочены нынешние милиционеры не общественной безопасностью, а зарабатыванием денег. С другой стороны, о чем еще может думать человек, которому платят 2-3 тыс. руб. в месяц?

Кроме того, с коррупцией надо бороться "изнутри": уже существует Управление собственной безопасности. На мой взгляд, следует еще в каждое отделение милиции посадить по фээсбэшнику, который бы наблюдал за исполнением закона стражами порядка. И еще, посмотрите, кто сейчас служит в милиции. Требования, предъявляемые к кандидату, сведены к минимуму: 18 лет, среднее образование. Надо ужесточать критерии отбора. Пусть милиции будет меньше, но качественнее. Люди должны стремиться попасть на работу в милицию и бояться вылететь с этой работы. Также надо развивать добровольную народную дружину. Сейчас это совершенно бесполезная структура. Во всех странах у полиции есть добровольные помощники. Но в отличие от нашего ДНД люди там трудятся бесплатно. Да и сама структура создается не по указанию "сверху", а по инициативе рядовых граждан, которые понимают, что в одиночку стражам порядка за всем не уследить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно