Примерное время чтения: 5 минут
107

Сетевые войны

ЕСЛИ в свой законный выходной я приезжаю в супермаркет закупить продуктов на неделю, мне абсолютно все равно, относится ли он к какой-либо сети и кому принадлежит. Мне, как и любому рядовому покупателю, надо, чтобы цены были пониже, ассортимент - побогаче, очереди - покороче и парковка - побольше. Но за изобилием товаров и скидок на них стоит настоящая война. Российские сетевые (одного холдинга) магазины бьются против варягов и прочих греков.

Наших бьют!

В СТАНЕ "наших" - супермаркеты "Седьмой континент", "Перекресток" и "Столица", а также дискаунтеры (магазины меньших цен, площадей и ассортимента, стремящиеся отбить клиентуру оптовых рынков) "Пятерочка" и "Копейка". В стане "чужих" - компания "Рамэнка", известная под маркой "Рамстор" и поддерживаемая турецким капиталом, шведская "Икеа", французский "Ашан", немецкое "Метро", голландский "Spar", ирландский "Патэрсон" и др.

"Чужие" ловко отхватывают себе лучшие и перспективнейшие куски московской (и подмосковной) земли, иногда даже сцепляясь друг с другом. Особенно этим славятся "Рамстор" и "Ашан". Когда французы пообещали сделать в своем первом гипермаркете на пересечении МКАД и Осташковского шоссе цены на 10-15% ниже, чем в других магазинах, "Рамстор" принялся сбрасывать собственные. Но даже с учетом "месячника существенных скидок" товары в "Ашане" оказались дешевле. Турки уже "отомстили": выиграли тендер на аренду участка для строительства очередного торгового центра - на Рублевке. Для этого им пришлось заплатить за аренду в 2,5 раза больше, чем собирались французы, - 300 долл. за м2. "Рамстор" может себе это позволить: инвестиции в проекты на порядок больше, чем у других сетевиков, а розничный оборот (более 300 млн. долл. в год) - в полтора раза выше, чем в среднем у самых крупных российских игроков - "Перекрестка", "Седьмого континента" и "Пятерочки". Кстати, кандидатуры российских арендаторов на хлебный кусок земли на Рублевском шоссе даже не рассматривались.

"Ашан", в свою очередь, вступил в "капиталистический сговор" с "Икеа". Второй гипермаркет этой компании открывается в крупнейшем торговом центре России (200 тыс. м2) "Мега", что пристроился к шведскому универмагу в Теплом Стане. Проект грандиозный, по некоторым оценкам, в него вложено 200 млн. долл. За эти деньги где-нибудь в Якутии можно было построить 4-5 золотообрабатывающих заводов. На одну только рекламу "Меги" уже потрачено 700 тыс. долл.

Зато с другой стороны на французов давят также объединившиеся "Седьмой континент" и "Гиперцентр": они собираются построить в Москве и Питере 8 новых огромных торговых центров-дискаунтеров "Мосмарт" - прямых конкурентов "Ашана". Инвестиции на это выделяются вполне европейские - по 20-30 млн. долл. на каждый магазин. Первый из них возводится недалеко от первого французского гипермаркета - на выезде с Ярославского шоссе в область.

Охотники за нашими деньгами

ВМЕСТО того чтобы на радость покупателю понижать цены, наши сетевики, которые не в силах позволить себе роскошь работать в убыток (как это происходит у той же "Икеа" - за 2 года работы в России она потеряла 30 млн. долл., но хозяева не видят в этом криминала), ищут соринки в глазах у иностранных коллег. Так, Ассоциация компаний розничной торговли, в которую входят "Копейка", "Седьмой континент", "Старик Хоттабыч", "М-видео" и еще 17 сетевиков, нашла нарушения в работе немецкого "Метро Кэш энд Керри", о чем не замедлила "накляузничать" в Министерство по антимонопольной политике.

Еще "наши" делают громкие заявления. Компания "Пятерочка", пришедшая в Москву из Питера, например, собирается через два года стать крупнейшей розничной сетью России - по количеству магазинов. Сейчас их у нее 83. Но "русского чуда" не будет - прорыв произойдет не просто так. У "Пятерочки" появился инвестор. Иностранный, разумеется, - Европейский банк реконструкции и развития.

Конкурировать с "буржуями" нашим становится все труднее и труднее. И это происходит не только в "магазинном" бизнесе, но почти во всех прочих, исключение составляют разве что нефтяники-газовщики и прочие разработчики недр. И то потому, что вовремя догадались: нужна поддержка государства, тогда и близко к нам не подступишься. Сейчас наши розничные сетевики тоже пытаются заручиться поддержкой властей, надеясь, что хоть это поможет выстоять против напора иностранных капиталов. Не так давно акции "Копейки" приобрела нефтяная компания "ЮКОС". И обещала вложить в развитие этой сети 100 млн. долл. Пока оборот "Копейки" в 2,5 раза меньше "Рамстора". Сумеют ли нефтяные деньги перебить инвестиции того же "Ашана" - большой вопрос.

Но главное - в другом. Россия, особенно Москва и Питер, - край непуганых покупателей. Количество торговых центров в столице уже исчисляется многими сотнями. И потребителя вовсе не пугают проколы: когда, например, в крупнейших супермаркетах, таких как "Рамстор", "Седьмой континент" и "Патэрсон", изымается контрабандный кофе. Просто нам есть на что тратить деньги. А они знают, как их у нас добывать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно