Во ВГИК Маша СОЛОВЬЕВА поступала дважды. В первый раз с ней даже разговаривать не стали: "Идите, девушка, идите!" А через год она получила "5" по мастерству. Реакция сокурсников была следующей: "А-а-а, ну понятно, Сергея Соловьева дочка, блатная... Признавайся, что дочка!" До пятого курса так никто и не поверил, что мама у нее педагог и хотела для дочери такой же размеренной работы, а отец - всю жизнь в медицине. Дома неуклонно противились решению Маши стать кинооператором. Это очень сложно: и во ВГИКе надо было выдерживать неприятие, и тыл не поддерживал... Сейчас родители ходят на премьеры дочери, очень рады и горды. А Маша начала свой девятый фильм "Северное сияние".
- Как тебя воспринимают в профессии?
- Постоянно ощущаю себя белой вороной. Любой мой поступок рассматривается под увеличительным стеклом. В работе других и серьезные недостатки не замечаются или хотя бы не обсуждаются. Мне же оступаться и ошибаться нельзя вообще. До сих пор женщину воспринимают как развлечение для ресторана - очень ошибочное представление, но большинство считает именно так, особенно режиссеры. Не говорят об этом вслух, чтобы не выглядеть уж совсем отсталыми от жизни. За границей женщин-операторов очень много, и недоверие к ним со стороны мужчин тоже есть. Приехали к нам французы снимать фильм "Шаман". Наш продюсер оператором предложил взять меня, а мне тогда было 27 лет. Режиссер-француз воскликнул: "Да вы что! Хотите отправить меня в Сибирь с девчонкой?!" Но когда он посмотрел видеофильмы без титров, то заявил: "Этот оператор поедет со мной в Сибирь". - "Это Маша Соловьева". - "Да?! Хм... Все равно поедет!"
- Но существует, наверное, проблема физической выносливости?
- На моей первой картине я работала с камерой "Кинор" весом под 50 кг. Поднимала и снимала "с плеча". Как я ее носила, до сих пор не понимаю. А сейчас придумано столько технических устройств, что с рук почти никто не снимает. Наверное, в связи с этим так много девушек поступают сегодня на операторский факультет. На курсе из 25 человек - 15 девушек!
- А как складываются отношения с режиссерами-женщинами?
- Я работала с Райской, Шаталовой и Николаевой, и - без проблем. С Леной Райской мы встретились на картине "Президент и его женщина". Первая ее фраза: "Знаешь, я так не люблю с женщинами работать..." - "Я тоже". - "Тогда мы сработаемся!" Как правило, у всех женщин-режиссеров мужской характер, а в моей профессии он должен быть еще более мужским.
- По существу, характер диктуется профессией?
- Да. Вырабатываются сила воли и даже какая-то мужественность. Режиссер, с которым я сейчас начинаю вторую совместную работу после фильма "Тесты для настоящих мужчин", Андрей Разенков как-то сказал: "Маша в смысле характера больше мужчина, чем многие". Я не допускаю слабости. На съемках клипа зимой при -30о ребята постоянно бегали греться в камерваген. А я как села за кран, так и просидела всю смену, потому что за работой обо всем забываю. Если придумываю себе цель, то стараюсь всеми способами ее воплотить. Пробиваться приходится всегда. Начинать в 1990 г. было очень трудно, и год за годом я доказывала, что что-то могу. Думаю, мне придется это доказывать до конца жизни.
- Не страшно?
- Наоборот! Трудности делают человека сильнее. А расслабляться в жизни нельзя никогда. Нужно быть собранным и готовым к удару. Я пребываю сейчас в возрасте Христа и чувствую в себе такой творческий расцвет, что могу сделать гораздо больше, чем до сих пор.
- С одной стороны, оператор - это художник с собственным видением, а с другой - вся съемочная группа находится в подчинении у режиссера.
- Режиссер не видит кино так отчетливо, как оператор, поэтому изображение нужно предлагать и иногда настаивать на своем. Но всегда следует искать общее решение. Когда режиссер фильма "Хаги-Траггер" Эльдор Уразбаев увидел в просмотровом зале первые отснятые мною сцены, мы серьезно поругались. Я сделала изображение в мистическом стиле и сказала, что по-другому снимать не буду. Он же хотел его видеть реальным и поставил вопрос о моем пребывании в составе группы. Продюсерская комиссия посмотрела материал и решила: "Мы считаем, что Маша права". А мы с Эльдором в дружбе закончили картину.
- Настоящая мужская дружба?
- Моими друзьями всегда были мужчины. Я могла им все доверить, потому что они менее болтливы, а с женщинами редко нахожу контакт. Коллеги-операторы меня очень поддерживают. Правда, какая-то непонятная перестройка идет сейчас в мире, когда мужчины все чаще ведут себя как бабы. Женщине же так долго пришлось утверждаться, что, наверное, уже генетически она стала сильнее. Борьба, где доказываешь, что ты человек, а не друг человека (смеется).
- Твой стиль жизни зависит от профессии?
- Конечно, например, юбку уже не наденешь. Другое дело, что мне это и не нужно. Еще полгода назад юбка раздражала меня, как все женское, как бабские разговоры и сплетни. Косметику не люблю - мелочи все это. Считаю, что все должно быть естественным. Даже если на лице есть косметика, она не должна быть видна. Сейчас и в моде актуален минимализм и даже аскетизм.
- Маш, извини, но не было ли у тебя мыслей, что, может быть, природа ошиблась?
- Может быть. В детстве я играла не в куклы, а в машины и пистолеты, и только с мальчиками. Но сейчас, как мне кажется, идет обратный процесс. Проступает какой-то второй психологический фон, когда я могу себе позволить стать более женственной. Миновал, очевидно, безумный период, успокоилась. Обиды и удары воспринимаю, может быть, гораздо острее, но даже если бывают слезы, то ни в коем случае не на людях.
- Чтобы никто не знал, какая ты слабая...
- ...на самом деле (смеется).