В храме Христа Спасителя установлена необычная икона. Расскажите о ней. А. Б о г а т ы х
НА ПОСЛЕДНЕМ Архиерейском соборе РПЦ были канонизированы новомученики и исповедники российские. К этому событию группой иконописцев Православного Свято-Тихоновского богословского института была написана икона. Стилистика ее максимально приближена к памятникам начала XVI в. - эпохи становления Московского царства. Икона новых святых мучеников показывает подвиги святых и их прославленное предстояние пред Господом во Царствии Небесном. Состоит из трех частей: средника, где представлен собор святых, деисусного чина в верхнем ряду и боковых клейм с изображением мученических подвигов. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма Христа Спасителя, который символизирует страдания Русской православной церкви во времена лихолетья, ее возрождение в наши дни. Выше на иконе можно увидеть крест. По вертикали на оси креста расположены царственные мученики с Николаем II в центре. Иерархи Русской православной церкви представлены справа и слева от креста и престола. Их возглавляют Святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно защищавших паству.
Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. Однако святых епископов больше, чем их можно было изобразить на иконе. И поэтому в соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами. Ниже епископов такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников изображены святые мученики от священства, монашества и мирян.
Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника. В клеймах справа разместились изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева - массовые сцены. В одеждах святых преобладают яркие цвета или чистые полутона, которые символизируют принадлежность святых к Царству не от мира сего и о победе этого вечного Царства. Силы же зла олицетворяются изображением на клеймах красноармейцев, исполняющих роль палачей. Фигуры красноармейцев преднамеренно мало проработаны графически, этим подчеркивается, что солдаты - слепое орудие в руках бесов, воюющих против Церкви.