НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ специализированный институт искусств Международного центра творческой реабилитации инвалидов (ГСИИ) я наткнулся случайно, листая справочник для поступающих в вузы. Сочетание слов "инвалид" и "театр" показалось мне странным. Имея какой-нибудь физический недостаток, люди страются скрыть его от посторонних глаз. А театр - это именно то место, где, выходя на сцену, актеры преподносят себя публике. А здесь студенты участвуют не только в пантомимах, но и в драматических постановках, танцуют и даже поют. Мне захотелось посмотреть на то, как это происходит.
Препятствия мешают скуке
ВСЕ, о чем говорят актеры, настолько читается в жестах, что звук становится лишним. Они могут признаваться в любви, спорить, кричать, и зритель безошибочно определит это. Спектакли сопровождаются "звукопереводом" и становятся похожи на зарубежные дублированные фильмы. Но спектакли спектаклями, а вот как можно в такт музыке (которую слышат даже не все зрители), не сбиваясь, танцевать, останется для меня вещью непостижимой. Коронный же, на мой взгляд, номер - пение - просто сражает наповал. Выглядит это примерно так: актер на языке жестов "поет" песню, а фонограмма исполняет роль "звукоперевода". Море пластики, эмоций, жестов, сливающихся в одно гармоничное целое.
Кстати, учатся на этом факультете и слышащие студенты. Светлана, студентка третьего курса, пришла сюда не только потому, что у нее глухонемые родители (отец - тоже актер), ей нравится общаться. Она-то и стала моим переводчиком в разговоре со студентом, представившимся Гаврошем. Решение стать актером возникло у него неожиданно: он занимается рисованием и сначала пришел на факультет изобразительных искусств, но потом решил остаться на театральном. "Посторонние взгляды смущают?" - "Это зависит от того, как сам к этому относишься. В жизни должны быть препятствия, чтобы было не скучно. Мне хочется, чтобы слышащие люди не считали нас инвалидами. У глухих тоже есть свои увлечения, они могут с удовольствием общаться со слышащими. А если кто-то думает, что у нас низкий уровень развития, он ошибается. Мы живем, как все люди. Нас не надо бояться... Нас надо на работу принимать! Я могу работать дизайнером. Вот посмотрите мои эскизы. Так почему же меня никуда не принимают?!"
Что же дальше?
ГСИИ - единственный в мире (!) институт с профессиональной школой, с высококвалифицированными преподавателями, многие из которых работают в Театре им. Евг. Вахтангова. Они не только актеры, но и психологи. Ведь проникнуть в мир тишины - задача не из легких. Да и допущен туда будет только тот, кто понимает проблемы неслышащих, любит их, а самое главное - не жалеет. Своей главной педагогической задачей декан Игорь Востров называет важность донесения до студентов того, что глухота - не порок, а особенность. А это очень нелегко, учитывая тот факт, что большинство слышащих так не считают.
"Что мне прикажете делать, - спрашивает и. о. завкафедрой Михаил Симаков, - когда ко мне перед выпуском приходят студенты и задают один и тот же вопрос: а что дальше?.. Мне нечего им ответить. Мы учим их читать пьесы, осваивать образный язык, расширяем их горизонт. А в конечном итоге многие из них остаются невостребованными. Можно поставить много спектаклей, написать много статей... А дальше что? Уходя из института, они возвращаются в мир, наполненный бытовыми проблемами. Мы хотим, чтобы организовывались новые театры. Чтобы была возможность ездить на международные фестивали не за счет устроителей, а с помощью государства... Московский Театр мимики и жеста в России только один. А студентам пенсии не платят... О чем тут можно говорить, когда у нас даже общежития нет, и ребята вынуждены жить в здании института".