НОВЫЙ фильм Алексея УЧИТЕЛЯ "Дневник его жены" после показов на Московском кинофестивале и награды "Кинотавра" сразу стал сенсацией. А теперь фильм еще и выдвинут от России на "Оскара", приглашен на пятнадцать международных кинофестивалей, был показан в Карловых Варах, Монреале. Сценарий Дуни Смирновой об Иване Бунине, написанный в расчете на ее отца, знаменитого режиссера и отличного актера Андрея Смирнова, имеет уже приз международного конкурса сценариев в США (председатель жюри Роберт Редфорд).
- Алексей, откуда сегодня такой спрос на картину из другой эпохи, из жизни гения? Или так притягателен необычный любовный четырехугольник: Бунин, его жена, его последняя возлюбленная и... ее любовница?
- Это прежде всего история больших страстей. А я думаю, что и нашему, и зарубежному зрителю сегодня только это и нужно. Существует у людей нехватка "допинга" в жизни. Мы пришиблены этой жизнью, мы некоммуникабельны, одиноки. Мы забыли, что такое сильные страсти, большая любовь, все на таком приземленном уровне. Вот люди и смотрят сериалы, где страсти есть, хоть на примитивном уровне, искусственно созданные, но есть.
- В вашем фильме о страстях Бунина много горькой и новой для массового зрителя правды. Люди так привыкли к "глянцу" в отношении гениев. Вас самого не смущала такая правда?
- Когда нашу картину принимал экспертный совет, очень уважаемые мною люди именно так и говорили: "Это великий писатель, зачем вытаскивать грязное белье, это нам не нужно". Меня это убило наповал. Я-то ставил перед собой абсолютно другие цели. По поводу лесбийского мотива у меня был какой-то комплекс с самого начала. Но потом я понял, что это совершенно не важно, кого полюбила любимая Бунина, Галина, мужчину ли, женщину. Важно, что происходит в итоге с Буниным. Вы только представьте, какая это трагедия для мужчины, которому семьдесят и от него уходит возлюбленная! А потом он три года молчит, не пишет, и через три года эти две женщины, Галина и ее любимая, приезжают и начинают жить в его доме, где он живет с супругой. И тогда он садится и пишет "Темные аллеи" - быть может, самое свое лучшее, этот гимн женщине, гимн любви. Мы ходили по краю пропасти, снимая этот фильм. Главное было - избежать пошлятины, "клубнички".