У МЕНЯ с Наташей Ростовой ничего общего. Я блондинка, плохо танцую, временами пью и курю. Нас сближает одно обстоятельство: каждый день я сижу на планерках, пресс-конференциях или просто заглядываю в тот самый зал, в котором, по некоторым данным, Наташа танцевала на своем первом балу. Впрочем, дом купца Барышникова, где обосновалась наша редакция, не только этим знаменит. В стенах одного из лучших творений архитектора Казакова дипломат Александр Грибоедов сотворил свою "нетленку" - "Горе от ума". Мы теперь этим жутко гордимся. Поэтому не протестуем, когда в рабочие дни сюда приводят школьников и жен дипломатов оценить все прелести русского классицизма.
Кроме "нашего", в Москве еще 2,5 тыс. исторических особняков, занятых под офисы различных посольств, министерств и контор. Почти все они закрыты для посещений, поэтому рядовой гражданин, неравнодушный к истории Москвы, в лучшем случае может "насладиться" фасадом. В худшем - его взгляд упирается в глухой забор. А ценители исторических интерьеров могут вообще не беспокоиться. Им не увидеть изнутри столичную мэрию на Тверской, Дом приемов МИДа на Спиридоновке, посольство Мавритании на Б. Ордынке, Бадаевский пивзавод и многие другие "эпизоды" городской каменной летописи. До тех пор, пока не принят специальный закон.
Москвичи - в ожидании встречи с прекрасным, но столичные власти не спешат. Документ "Об особом порядке обеспечения открытости и доступности памятников истории и архитектуры" уже пару лет существует в проекте. Дни исторического наследия (по которым нас обязаны пускать на порог) определены. Удовлетворять любопытство горожан было бы очень кстати два раза в год: 18 апреля - в День охраны памятников и 21 мая - в Международный день музеев. За чем дело стало? У чиновников есть железный аргумент - состояние многих зданий-памятников далеко от удовлетворительного. Это когда дальше парадной лестницы страшно заходить с непривычки. Кто знает, а может, наоборот, у постоянных обитателей появится стимул навести порядок на ценной территории?
С режимными заведениями еще сложнее. Много тайн, к примеру, в Военной академии РВСН (бывш. Воспитательный дом на Москворецкой набережной). Конечно, экскурсанты могут натоптать, к перилам приклеить жвачку, но вряд ли они будут рваться в "секретку". Тем более если по-умному составить маршрут. Хочется, например, как туристам, а не как пациентам взглянуть на внутреннее убранство Склифа (бывш. Странноприимный дом гр. Шереметева, арх. Кваренги и Назаров). Но все надежно укрыто от посторонних глаз: забор, шлагбаум, КПП с фейс-контролем. А может, хватит шедевры Казакова и Шехтеля, Баженова и Ухтомского разглядывать через дырку в заборе? Может, пора "открыть москвичам глаза" на старинные аканты, розетки, кронштейны, росписи на потолках? А начать можно с мэрии.