В МОСКВЕ работает более 400 различных музеев, выставочных центров и галерей. В прошлом году в столице только в музеях Минкультуры России (их 49) было организовано 459 экспозиций, в текущем году на скудность выставочной деятельности также жаловаться не приходится. Пожаловаться можно на другое - на отношение многочисленных смотрителей и охранников к посетителям экспозиций.
ЛЮБОЙ человек, пришедший в музей, рассматривается служителями как потенциальный грабитель - вандал - сумасшедший, который пришел в галерею специально для того, чтобы украсть или уничтожить бесценный экспонат. Если вы с восхищением созерцаете любимую картину дольше пяти минут, будьте уверены, вас уже заподозрили в недобром и теперь смотрительница размышляет, стоит звать охрану или нет. В большинство московских музеев (преимущественно государственных) вас не пустят с рюкзачком, что очень модно у молодежи, - не положено. Подходить близко к экспонатам также запрещено. За прикосновение к скульптуре вас выгонят с позором. Но нормальный человек и не собирается этого делать. А вот услышав неожиданно громкое обращение в свой адрес: "Женщина, куда это вы собрались идти? Отойдите немедленно!" - можно оступиться и уж точно задеть какой-нибудь экспонат.
Я согласна: в выставочных помещениях не следует кушать, для этого есть буфет. Но и здесь бывают исключения. Однажды в одном из залов Третьяковской галереи молодая женщина приблизительно на 8-м месяце беременности села на банкетку и развернула сырок. Началось такое! Смотрительница громко кричала об этом "ужасном поступке". Подоспевшие другие смотрительницы глядели на несчастную даму как на закоренелого преступника, и шум прекратился, только когда женщина покинула зал.
Ночь с мумией
А ПОПРОБУЙТЕ прийти в галерею с детьми. Малыши быстро устают и могут спокойно усесться на пол. Человеку, отвечающему за детей, прочтут суровую проповедь о запрете сидения на полу и заставят поднять ничего не понимающего ребенка. А вот в Британском музее все занятия со школьниками проводятся именно сидя на полу, некоторые юные художники лежат перед картиной, разбросав свои карандаши и фломастеры. Более того, раз в году ребенок может остаться на ночь (разумеется, с родителем) в любом из залов музея. Представляете себе ночевку в спальнике возле мумии, а именно Египетский зал выбирают чаще всего, и никто из служителей музея не имеет права находиться ночью в этом зале. В Москве о такой любви к детям можно и не заикаться. И что мы удивляемся равнодушному отношению подрастающего поколения к выставкам - там скучно и неинтересно. Вот и ходят школьники за экскурсоводом, даже не вслушиваясь в хорошо заученный монолог.
Заученный монолог
КСТАТИ, про экскурсоводов. Если вы не одиночка и вас записали в группу экскурсантов, то вместо удовольствия от музея вам может грозить головная боль, если вы решите честно выслушать речь экскурсовода от начала до конца. Обрывки дат, фамилий, полный сумбур в голове и смутное представление о какой-либо отдельной картине - вот что останется вам на память от посещения. Впрочем, иногда экскурсоводы впадают в другую крайность и воспринимают посетителей как неразумных детей, которым все нужно объяснять на пальцах. Например, в музее Чуковского в Переделкине я наблюдала такую сцену: экскурсовод хотела показать семерым взрослым людям некий фокус с шариком и требовала от группы назвать "волшебное слово", чем привела всех в изумление. Оказалось - нужно было сказать "пожалуйста?" Затем, показывая на фотографию, где Чуковский стоит рядом с Маяковским, она сказала: "А кто этот дяденька в трусах возле Чуковского? Ни за что не догадаетесь. Был один такой поэт, еще до революции, который очень дружил с Чуковским. Ну что, не знаете?" Из семерых посетителей трое защитили кандидатскую по Чуковскому, остальные также имели неплохое представление о поэзии начала века, и поэтому все семеро очень странно посмотрели на экскурсовода...
Гражданин другой страны
НИ В ОДНОЙ европейской стране нет такой специальной категории посетителей - гражданин другой страны. А у нас есть, причем во многих столичных музеях. И не надейтесь привести знакомого иностранца по дешевому входному билету. Он может молчать как партизан и делать вид, что коренной житель Москвы, но старушек на контроле не проведешь. Они моментально выделяют заграничных гостей из любой толпы. И, пока иностранец не купит дорогой билет, никто его на выставку не пропустит, а то, что этот человек может быть совсем не богат, никого не волнует - плати, буржуй, и все.
Подводя неутешительные итоги, можно сказать одно - не любят нас, посетителей. Наверное, будь воля старушек-служительниц, позапирали бы они все музеи с галереями и сидели себе спокойно в пустых залах. Это ничего, что народ мировые шедевры не увидит, зато никто не ходит, не разговаривает, не мешает мирно дремать. И вообще, чем бродить по выставкам, купите лучше дорогущий альбом по искусству и рассматривайте его дома.