ЧЕРЕЗ 2-2,5 года в Москве построят монорельсовую дорогу от третьего терминала "Шереметьева-2" до Ленинградского вокзала через самую знаменитую городскую яму под названием Москва-Сити. И это не очередной оптимистический прогноз про разрытый еще в 1993 г. деловой центр. Это вполне решенный вопрос. Особенно важно, что на это будут потрачены деньги канадской фирмы, которая в родном Монреале прославилась строительством метро. Хуже только, что почти весь доход в будущем достанется ей же. Однако московские власти посчитали, что это не так уж и важно по сравнению с тем, что Октябрьская ж/д получит дополнительную работу, а горожанам из аэропорта в центр будет добираться дешевле и быстрее, чем на такси.
Про другие объекты, входящие в Московский международный деловой центр (ММДЦ), говорить пока не приходится. 100 га Краснопресненской набережной, из которых 60 га будет застроено, ждут не дождутся своего инвестора. И, несмотря на то что Сити назван территориальной единицей с особым статусом (это значит, что земля под проекты продается, а все участники процесса получают не только налоговые, но многие другие льготы), деньги рекой не текут. С деньгами, стоит напомнить, все 7 лет пассивного строительства большие трудности. Но власти пытаются сохранить лицо, говоря, что все так и было задумано. И вообще создание подобных Москва-Сити центров, деловых и международных, украшающих собой каждую порядочную европейскую столицу, не одного года дело. Наверное, Москве жизненно необходимо иметь офисный комплекс на набережной Тараса Шевченко площадью 60 тыс. м2 с современным бизнес-центром, фитнес-центром, супермаркетом и другими достижениями цивилизации. А этому комплексу и его служащим в свою очередь будет трудно, если рядом не вырастут жилые доходные дома и аквапарк с ними. Как маются, к примеру, лондонцы, когда деловая часть города замирает почти сразу после окончания рабочего дня. Что и говорить, запланированный ежегодный доход впечатляет: 6 млн. долл. от комплекса, 9 млн. долл. от аквапарка и до 15,62 млн. долл. от жилых зданий, не считая снижения транспортной нагрузки на центр города. Но планировать доходы в данном случае - все равно что делить шкуру неубитого медведя.
Единственное, что происходит по плану в строительстве ММДЦ, - это расходы. И пока нет других инвесторов, со страшной силой инвестирует город, направляя в Сити средства предприятий, освобожденных от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет. За время строительства бюджетных денег было потрачено порядка 24 млрд. руб. И сколько еще будет... Одной целевой программой на 2001 г., уже принятой в Мосгордуме, планируется закопать в яму 1 млрд. руб. Только не надо обольщаться, что на эти деньги что-то закончат: деньги выделяются, чтобы поддерживать инвестиционную привлекательность объектов Сити. Чтобы закончить, например, офисный комплекс на набережной, нужно 450 млн. руб. (программой предусмотрено 395,85 млн. руб.), на аквапарк не хватает 6,3 млрд. руб. (в программе заложено 400 млн. руб.). Как бы там ни было и что бы кто ни говорил, но проект ММДЦ, по мнению Юрия Лужкова, развивается поэтапно, "с учетом существующих потребностей рынка в коммерческих площадях различного функционального предназначения".