ОТЕЦ МИТРОФАН в свое время был иноком в Свято-Даниловом монастыре. Именно в Свято-Даниловом монастыре он сначала руководил левым хором, а потом правым. (В православном храме хоров два. Поют они по очереди, но правый считается ведущим.) В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II отца Митрофана перевели в Новоспасский монастырь. Так образовался мужской хор Новоспасского монастыря - один из лучших на сегодняшний день коллективов церковного хорового пения.
- В вашем хоре поют монахи?
- Нет, исключительно миряне, прихожане монастыря. Первые хористы были людьми, далекими от истинной веры. Нет, они были крещеные, но в глубины православия и веры не вникали. Сейчас же наши хористы ведут полностью христианский образ жизни: они причащаются, исповедуются и соборуются. И это неудивительно. Ведь образ жизни откладывает свой отпечаток на человека. Проникшись духом молитвы, они стали совсем другими людьми.
- Как вы подбираете хористов?
- Господь так сподобил, что мне и выбирать- то особенно не приходилось. Ко мне пришли самые лучшие. Каждый человек в хоре - это индивидуум. В миру таких людей и по характеру, и по профессионализму вы практически нигде не встретите. Нас 20 человек. Очень дорожим друг другом. Раньше даже старались вместе отмечать все праздники. Рождество и Пасху обязательно. Покушаем, попоем тропари, поговорим. Сейчас же, к сожалению, мы это делаем реже.
- Хористы за свое творчество что-нибудь получают?
- Ну а как же. Трудящиеся достойны пропитания. Мы евангельские истины не отвергаем, но для моих хористов хор не является основным заработком. Здесь они получают немного, как говорится, для "поддержания штанов". Почти все имеют еще заработок и за стенами монастыря. Ведь они закончили кто хоровую академию, кто консерваторию, а кто Гнесинку. Так, например, у меня есть прекрасный тенор Сережа Зайцев. Он помимо монастыря поет еще в хоре Минина. Или Леня Баклушин, который параллельно руководит капеллой мальчиков.
- Бывают у вас гастроли за рубежом?
- Уже традиционно мы раз в год выезжаем в Финляндию на три недели. Финны нас полюбили.
- Зарубежные выступления хорошо оплачиваются?
- Для нас материальный вопрос не самый главный. На первом месте всегда духовное. Все гастрольные гонорары в большей степени идут на нужды монастыря. Мы считаем себя проводниками русской культуры, православия. Мы в своем роде миссионеры. Это надо видеть, когда люди, не понимающие языка, так проникаются нашим пением, что буквально падают в обморок. Сколько раз было, что на наших зарубежных концертах людей увозила "скорая помощь". Мы побывали в Швеции, Дании, Германии, Венгрии, Норвегии, Сербии. В католической Польше, когда были на фестивале в Хайновке, заняли первое место и получили диплом зрительских симпатий. В России, к сожалению, наш хор не так востребован, как хотелось бы. А ведь могли бы давать концерты в Москве, выезжать в регионы. Нам Святейший Патриарх дает благословение на такие мероприятия. Но со стороны менеджеров нет заинтересованности. А ведь раньше в столице часто проводились в консерватории концерты хорового пения, наш хор всегда ставили в заключительной части. И знаете, почему? Если мы пели в середине концерта, то после нашего выступления многие вставали и уходили, так как дальше было неинтересно слушать.
- У вас есть конкуренты?
- Недавно в Москве в храме Христа Спасителя проходил фестиваль хоров. Приятно поразило выступление одного детского коллектива. Радует, что новое поколение растет одухотворенным. Но вот что касается тех коллективов, которые ведут свою историю с советских времен, то, на мой взгляд, это отмирающие хоры. За границей очень развито церковное хоровое пение в странах Прибалтики. Сильны финские хоры. Но с моей точки зрения, их профессионализм чисто механический. Они великолепно исполняют сложные музыкальные пассажи, но при этом отсутствует духовность. А ведь когда духа нет, то и звук мертвый. Как говорили древние: "Буква - мертвит, а дух - животворит". А когда соединяются слово и дух, как у нас, то тогда нам нет равных. Порой, когда делается во время выступления какая-то ошибка, если она сделана вместе, то не считается ошибкой, это - импровизация.
- Зачем в русской церкви хор?
- Мы помогаем верующим настроиться на молитву. Не так просто достичь того, чтобы молящийся во время евхаристического канона упал на колени и стал молиться. Но во время нашей службы такое бывает.
- Что слышит сегодня прихожанин в храме: музыкальный ряд, созданный две тысячи лет назад?
- Конечно, нет. Как вы знаете, церковные традиции перешли к нам из Византии. И до ХVII века мало что менялось. Но потом русское народное творчество вошло в церковную жизнь и украсило ее. На церковное пение начали налагаться традиции русского народного пения. Позже появились композиторы, которые стали писать музыку для церковных хоров. Музыкальные отцы-основатели синодального периода церкви - Смоленский, Кастальский. Потом появились Чесноков и Озеров. И сегодня многие композиторы - светские - пишут для нас. Как звучит "Апокалипсис" у Владимира Матынова! Хорошо звучит, например, и Анатолий Киселев.
- Какая служба для вас самая сложная?
- Пасхальная. Она вся состоит из песнопений. С двенадцати ночи и до 5-6 утра.
- Отец Митрофан, а если ваш хорист не тянет?
- Советую ему: "Сначала понаберитесь навыков и духовности для хорового пения. Постойте в храме вместе с верующими, помолитесь". Глядишь, а человека в храме уже нет. Значит, ищет себе работу в другом месте. В нашем деле слово должно быть неотъемлемо от духа. Ценно само слово, а все остальное является инструментом, чтобы показать его. Это, как у ювелиров. Есть, допустим, алмаз, а уж как его обработают, что из него сделают - это зависит от мастера. Вот чем отличается светский хор от церковного? В светском поют о том, чего не понимают. А духовные хористы понимают, знание придает силу и одухотворенность.
- Сейчас модно выпускать собственные диски и альбомы. Чем можете похвастаться?
- Мы записали несколько дисков с финнами, правда, все права у них. Выпустили диск вместе с издательским отделом Московской патриархии. Но давайте я вам о другом расскажу. Мы планируем создать при монастыре детскую музыкальную школу с хоровым уклоном для мальчиков 7-12 лет. Считаю, у нас есть достаточно высокий потенциал, чтобы дать хорошее музыкальное образование талантливым ребятам. Ведь у меня в коллективе есть даже профессора - высший свет хорового искусства.