Примерное время чтения: 8 минут
153

Жизнь показала, что музыка легкая, танцевальная и серьезная будет всегда. Раймонд Паулс: "Нет оснований для оптимизма"

Совсем немного времени осталось до начала третьего по счету Всесоюзного телевизионного конкурса исполнителей эстрадной песни "Юрмала-88". По мере приближения к этому празднику увеличивается количество писем в редакцию "АиФ", связанных с ним. Наш корреспондент Н. Солдатенков обратился к одному из организаторов конкурса Р. Паулсу и попросил его рассказать о проблемах конкурса и советской эстрады в целом.

ПАУЛС. Откровенно говоря, после того как пресса довольно резко высказалась по поводу прошлогоднего конкурса - мол, нет хороших певцов, плохой репертуар, - стало как-то не по себе. Но ведь организовать такой конкурс - дело вовсе не простое, и самым слабым местом по-прежнему остается именно поиск молодых исполнителей и репертуара для них.

Конечно, во многом виноваты мы - организаторы конкурса. И, в частности, в том, что не выработали принцип отбора певцов. Поэтому в этом году проводили предварительные прослушивания исполнителей.

КОРР. А что если сделать конкурс международным?

ПАУЛС. Хотелось бы, конечно, чтобы "Юрмала" вышла на уровень европейских конкурсов, но сегодня об этом приходится лишь мечтать. Были разговоры о том, чтобы пригласить к нам иностранных певцов. Я против этого. Зачем? Чтобы зрители сидели и ждали, что в конце представления споет популярный английский или американский певец, и чтобы после этого все сказали бы: вот это уровень, вот какие мы слабые! Но идея "Юрмалы" совсем в другом, в том, чтобы дать возможность молодым исполнителям испытать себя, раскрыться, чтобы их заметили заинтересованные организации.

КОРР. Каков, на ваш взгляд, уровень нашей эстрадной и рок-музыки?

ПАУЛС. Пока нам еще рано говорить о том, что у нас что-то есть. Мы можем назвать три- четыре группы, но на огромную страну это очень и очень мало, причем они на мировом рынке совершенно неконкурентоспособны. Мне скажут, что сегодня есть интерес к советской музыке. Да, но интерес этот вызван не ее возросшим уровнем, а тем, что у иностранцев возрос интерес к нашей стране. А к уровню английских или американских групп мы еще и близко не подошли. Мы должны это понять, и не надо стесняться, потому что долгие годы к этому жанру относились как к вредному и чуждому нашему искусству. Поэтому сейчас уровень его очень низок. К примеру, кого можно поставить рядом даже с теми, кто приезжал к нам на гастроли: "Юрайя Хип", Билли Джоэлом? Я не говорю о Карлосе Сантане.

Пока мы разговариваем, что-то обсуждаем, американцы выдают очень качественную продукцию и заполняют ею весь мир. Что там наша страна - они "уничтожили" Англию, Францию, Италию, Испанию, всю Европу! И сделали это прежде всего с помощью прекрасной музыки, великолепных исполнителей.

КОРР. Вы следите за тем, как складываются судьбы конкурсантов "Юрмалы"?

ПАУЛС. Слежу, но это очень трудное занятие. Ведь судьба артиста во многом зависит и от группы музыкантов, от того, кто окажется рядом, кто будет подсказывать - как одеваться, что петь и т. д. Многое определяет и характер, воля самого человека. Но знаете, что меня больше всего раздражает? То, что наши концертные организации любят деньги только зарабатывать за счет кого-то, а попробуйте заставить их вложить средства в какое- то мероприятие - не допроситесь. Современные же костюмы, декорации стоят бешеных денег. И кто-то должен за это платить! Каким бы ни был наш конкурс, но 3- 4 вечера его транслируют по Центральному телевидению, и если бы оно было частным, то должно было бы нам, организаторам, платить миллионы. А наше телевидение, конечно, дает деньги на проведение конкурса, но отнюдь не миллионы.

КОРР. Приходят письма, в которых люди пишут примерно следующее: уж больно много развелось певцов, давайте-ка их поставим к станку, на пашню...

ПАУЛС. Тогда давайте закроем музеи, консерватории, забросим вообще культуру и искусство. Это глупо. Значит, вся культура, все ценности, что создавались до нас и нами, теперь оказались никому не нужны? Я думаю, что мы очень много внимания обращаем на письма отдельных людей, которые считают правыми только себя и больше никого. Мне тоже пишут: зачем нам эти пискуны, эти длинноволосые, эти стиляги... Ну а что скажет молодежь по этому поводу? Она выскажет прямо противоположное мнение.

КОРР. В одном из моих интервью вы затронули проблему импресарио, менеджеров. Может, они смогли бы помочь молодым? Вы считаете, что они нужны нашему искусству?

ПАУЛС. Безусловно. Ведь кто такой менеджер? Мне посчастливилось однажды выступать с одной американской певицей, и я видел, как работает ее менеджер. В одном человеке сочеталось очень многое: он был пианистом, аранжировщиком, сам ходил в зал и следил там за звуком, он отвечал за рекламу, за гонорары. Она только выходила и пела, остальное делал он. У нас же этого нет. Иногда певице просто везет: она выходит замуж за хорошего музыканта, который работает с ней. Но таких мало.

Менеджер, конечно же, нужен. Но представьте: я вложил во что-то деньги и, естественно, хочу получить их обратно, а также заработать сверх того. Но кто мне это разрешит? Все великолепно знают, что, если концертная программа понравится зрителям, я могу стать очень богатым человеком. А это уже многих раздражает. Вместо этого в концертных организациях есть система ставок, по которым артисты, в зависимости от категорий, получают кто семь рублей за выступление, кто - одиннадцать и т. д. Это старая, годами выработанная система, которую до сих пор никто не может сломать.

КОРР. А возможно ли ее сломать? Или все так и останется по-старому?

ПАУЛС. Я смотрю на это очень пессимистически. Нужны кардинальные перемены. Что мы можем сделать, когда приказы, которые издавало и издает Министерство культуры, остаются в силе? Придет оттуда человек и скажет, что он не согласен с программой, - и программы не будет. И так во всем.

КОРР. Вы много работаете с молодежью. Что вам не нравится в ней?

ПАУЛС. Порой видишь, что растет малокультурный человек, которому ничего не интересно. Он может сказать, что Бетховен - это ерунда, Чайковский - это ерунда и т. д. Смотришь на него и думаешь: как ему доказать, что он не прав? Чему же его в школе учили? Почему он не уважает свои национальные культурные традиции?

Это, конечно, возникло не сегодня. Долгое время мы считали, что у нас растет самая лучшая молодежь в мире, а оказалось, что это далеко не так.

Часто встречаюсь с молодежью и чувствую даже по вопросам: нечего и не о чем говорить. Они знают пять американских групп, три советские - и все. Но с этим же не проживешь! Самим ведь надоест через некоторое время. Увлекайтесь, слушайте, но пытайтесь узнать что-то еще и помимо этого. Конечно, не все такие, есть и хорошие ребята, и, в конце концов, на них основная надежда.

КОРР. Ваше отношение к опубликованному в "Правде" письму писателей В. Белова, В. Распутина, Ю. Бондарева?

ПАУЛС. Я не согласен с ними. Они очень талантливые люди и болеют душой за русскую национальную культуру. Я понимаю, что им очень больно видеть, что ее развитие идет не так, как хотелось бы. И они полагают, что рок - это как раз то, что убивает национальную культуру. Но это, по-моему, не совсем верно. Ведь времена тоже меняются, каждое поколение мыслит по-своему и хочет своего.

Мы, конечно, можем красиво говорить о воспитании идеального человека, а в реальной жизни вряд ли удастся добиться этого. Мы сделали много просчетов в воспитании - это совершенно определенно - и виноваты в этом сами, а не какой-то там рок.

Можно по этому поводу спорить: собственно, спор неизбежен. И его не надо бояться. История же хранит примеры того, как, например, Гете не понимал Бетховена, как в России между собой ссорились композиторы - "Могучая кучка", представляющая русскую национальную музыку, боролась против Чайковского, тоже русского, но который писал балеты не на народные темы, а на какие-то другие. И эта вечная драка, вечный спор - он был и будет.

КОРР. Вы согласны с утверждением, что хорошая классическая, народная музыка в конце концов вытеснит рок-музыку?

ПАУЛС. Нет, сама жизнь доказала, что есть и будет музыка легкая, танцевальная и будет музыка серьезная. Возможно, что вместо рок-музыки появится что-то другое. Это покажет время. Но развлекательная музыка была всегда, и с гениями серьезной музыки жили и творили такие композиторы, как Штраус, Легар. Да и маститые писали по тем временам легкую музыку. Поэтому я думаю, что идеальный молодой человек, которого мы все время пытаемся воспитать, поступал бы так: сегодня он слушает Бетховена, завтра - рок, послезавтра - джаз, а потом - еще что-то.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно