Примерное время чтения: 6 минут
115

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. "Я испытывал время собой"

На состоявшейся в декабре прошлого года "Рок-панораме-87", проходившей под эгидой МГК ВЛКСМ, свердловская группа "Наутилус помпилиус" получила сразу несколько призов. Их песни - "Скованные одной цепью", "Шар цвета хаки", "Ален Делон", "Казакова" и другие - занимают верхние строки в хит-парадах молодежных газет страны. Как мог коллектив с периферии выделиться среди всех остальных? Чем же?

И. Тарасова, Электросталь

На вопросы корреспондента "АиФ" отвечает один из создателей группы, бас-гитарист Д. УМЕЦКИЙ.

- Какие вы видите проблемы в молодежной среде?

- Главная из них, на мой взгляд, - это недоверие ко всему. Если, скажем, спеть со сцены слово "любовь", то большинство слушателей просто отвернется от тебя и никто в это не поверит. Я не говорю, что у молодежи нет ничего святого, это вполне нормальные люди, но расшевелить их сегодня могут, наверное, лишь крайности.

- У "Наутилуса помпилиуса" есть песня "Ален Делон", которая рассказывает о судьбе девушки, живущей в вечно пьяном мире. Но я слышал и такое мнение: это, мол, все надуманно, написано ради саморекламы, в жизни такого просто нет.

- На самом же деле это всего лишь небольшой кусочек жизни. В действительности порой происходят вещи и более страшные. Я по профессии промышленный архитектор и в свое время часто бывал на одном старом уральском заводе. Там есть цех разливки чугуна, построенный 200 лет назад. С тех пор там ничего не изменилось. Работают в основном женщины. В углу стоит огромная печка, где плавится чугун. Здоровенный мужик в фартуке с сорокакилограммовым ковшом в руках наливает этот ковш и бегом, чтобы чугун не остыл, бежит к конвейеру, затем обратно - и так весь день. И это только маленький пример из уральской жизни. Можно и на Уралмаше в старых цехах увидеть подобное. А вы говорите - самореклама.

- Совсем недавно было довольно легко стать популярным, спев открыто про недостатки в нашем обществе. Теперь, когда критика звучит с самых высоких трибун, какие темы, на ваш взгляд, будут в рок-музыке?

- Действительно, критиковать становится сложнее. Но это происходит, по- моему, из-за того, что просто надоедает только критиковать и слушать все это постоянно, а не потому, что недостатки стали понемногу исчезать. Их еще достаточно. А вот что делать дальше? Мы сейчас пытаемся этот круг разорвать. "Наутилус" упрекают в последнее время: мол, становитесь "эстрадниками". Это не так, просто группа пытается затронуть в своих песнях общечеловеческие ценности, да и, в принципе, ведь в песне о любви можно отразить многое: социальные проблемы, нравственные и т. д.

- А вы не опасаетесь, что рок-музыка снова может оказаться под запретом?

- Отвечу вопросом на вопрос: а разве можно запретить людям творить и думать?

- Многие деятели Министерства культуры, Союза композиторов критикуют рок-музыку, к ее исполнителям относятся с пренебрежением, а молодые музыканты обвиняют профессионалов в том, что они больше всего заботятся о своих кошельках.

- Меня вообще удивляет существование министерства, где сидят люди, которые должны разрешать другим заниматься творчеством. Разве творчество нуждается в чьем-то разрешении? То же самое в Союзе композиторов - из нормальной творческой работы некоторые сделали "кормушку". Сколько их, профессиональных композиторов, чью музыку слушают люди, действительно получая удовольствие? Совсем немного. Может, это и есть первопричина пренебрежительного отношения профессионалов к тем, чьи песни, что называется, на слуху.

- Сейчас говорят о том, что у молодежи не те идеалы, что нет героя для подражания, каким был, например, Николай Островский.

- Островского никто не собирался, так сказать, низвергать. Виноваты люди, которые пропагандировали его подвиг таким образом, что о нем не хотелось и читать. Вот почему, на мой взгляд, сегодня значительная часть молодежи ни во что не верит. Поэтому сейчас возродить ощущение героики в жизни очень сложно. Ведь легче пойти на концерт "металлической" группы, где тоже пропагандируется своеобразная героика типа: "Вот я сейчас вам покажу!". Я не считаю "хэви метал" уродливым явлением, но герои там другие.

- Почему молодые с такой неохотой слушают народную музыку и классику, несмотря на многочисленные телевизионные и радиопередачи?

- Мне кажется, восприятие народной музыки очень ситуационное, очень личное. Когда вокруг лес, березы, речка, а рядом друзья - народная песня и западает в душу. А если на сцену выходит огромный хор...

Насчет классики вопрос гораздо сложнее. Я, например, думаю, что многие люди не слушают классику, да и народную музыку тоже, из-за отсутствия навыка, элементарной культуры. Но как, допустим, я пришел к пониманию джаза или классической музыки? Я ходил не только на концерты, но и общался с хорошими музыкантами, и в этом общении постигал все нюансы этой музыки - только тогда и приходило ее понимание. Важно, по-моему, проскочить ту пропасть, которая сейчас у нас в сознании. Я не думаю, что это случится сразу, но уверен, люди, которые придут после нас, будут лучше понимать и музыку.

- Сейчас говорят о возрождении духовной жизни общества, и, в частности, молодежи.

- Действительно, долгое время оставалась нарушенной связь поколений, были размыты традиции русской культуры и многое другое. Но ощущение собственной культуры приходит одновременно с осознанием каждого человека человеком. Тогда у него и возникает желание слушать музыку, читать книги. И то, что сейчас молодежь стремится освоить какие-то культурные ценности, найти выход из духовного тупика, в котором многие из нас оказались, - все это нужно только приветствовать. И сейчас мы вполне отдаем себе отчет в том, что, допустим, можем стать просто каким- то слоем перегноя, на котором будет расти что-то более интересное.

Беседу вел Н. СОЛДАТЕНКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно