ОКОЛО месяца назад в редакцию позвонила женщина. "Я из Немчиновки Одинцовского района. У нас тут в лесу есть мемориал, посвященный Казимиру Малевичу. Возле него постоянно свалку устраивают. Рядом коттеджи строят. Не ровен час, снесут памятник..." Представиться женщина побоялась. Ни телефона, ни адреса не оставила. Пришлось ехать на авось...
В НЕМЧИНОВКЕ Малевич жил в 10-20-е гг. прошлого века с женою Софьей Михайловной. Сейчас на стене дома - старенького, деревянного - висит потускневшая табличка, извещающая об этом примечательном факте. А проживает здесь племянница жены художника Галина Ефимовна. "Все уже ушли туда, к памятнику, - вдруг сказала она нам. - Его родной племянник из Москвы приехал с внучкой, еще один писатель, один художник и профессор из ВГИКа". - "Простите, а что случилось?" - "Как? Сегодня же день смерти Малевича. Они каждый год приезжают..."
Фортуна была явно на нашей стороне...
Гроб в форме креста
ПОТОМКИ и знатоки творчества Казимира Севериновича навещают мемориал в Немчиновке 15 и 21 мая - в день смерти и день похорон великого авангардиста. Мистика продолжает преследовать этого человека и поныне. Так, до сих пор неясно, где находится его могила и есть ли она вообще. Многие почему-то уверены, что прах художника был развеян в чистом поле. Потомки Малевича не могут понять, откуда берутся эти домыслы, но признают, что место захоронения утеряно. И это при том, что на похоронах присутствовало около 50 человек!
"Его тело везли из Ленинграда на поезде. Гроб был в форме креста, - рассказывает племянник художника Владимир Богданов. - В Москве тело кремировали, а урну захоронили где-то здесь, под мощным, высоким дубом среди поля. Он под этим дубом любил рисовать, но я тогда был мальчишкой и не помню, где рос дуб. А в день похорон я вообще находился в Сибири, служил в регулярной армии".
Дело в том, что во время войны многовековой дуб было решено срубить. Он был столь велик, что командование Советской Армии всерьез опасалось: немцы станут использовать его в качестве ориентира при бомбардировках Москвы. Вместе с дубом убрали надгробный памятник. Тогда было не до авангардизма.
Дальнейшие попытки установить место захоронения ни к чему не привели. Участники похорон либо ушли из жизни, либо состарились и точных координат дать не могли. Пробовали искать урну с помощью миноискателя, да все без толку. Лишь в 88-м году архитектор Андриенков сделал нынешний памятник - бетонный куб с красным квадратом на одной из граней. Куб поставили в условном месте, на краю леса. На нем есть надпись, которая гласит, что в этой местности был захоронен прах всемирно известного художника Казимира Малевича, а сам памятник при этом назван знаком.
Поле застроят коттеджами
РЯДОМ с кубом, метрах в двадцати, кипит стройка - возводят коттедж. "Свалка? Да, не раз случалось: приедем на поминки, а здесь строительный мусор валяется, битый кирпич. Цемент рядом выливали, - подтверждает Богданов. - Видать, место удобное - из Москвы мусор возить. Ну, мы писали жалобы местным властям. Они периодически убирали свалку, но потом она вновь появлялась".
Это не единственные безобразия, творящиеся вокруг памятника. Так, однажды кому-то понадобилось стрелять в красный квадрат из винтовки. Молодежь любит устраивать здесь спонтанные пикники: притащили как-то из Немчиновки телефонную будку(!), положили рядом, приспособив под стол. Сам мемориальный знак, по их мнению, тоже годится на роль стола. Пустые бутылки в траве вокруг появляются периодически.
Один из строителей, работающих рядом, поделился своими соображениями о судьбе памятника: "Вообще-то здесь строятся богатые люди, и они, конечно, не захотят жить на свалке. И убирать этот куб они не станут. Какой-то уровень культуры, надеюсь, позволит им этого не делать".
Говорят, уже разработан проект застройки близлежащего поля и благоустройства территории вокруг памятника. Глава поселка Немчиновка Анатолий Гусев уверяет, что благоустройство территории проведут уже в июне. А потом, когда рядом вырастет новорусский поселок, одну из его улиц назовут именем Казимира Малевича.
Между прочим, коттеджей здесь собираются строить около полутора сотен. Грубо говоря, застроить ими все поле. А это значит, что кто-то при проведении работ может обнаружить урну с прахом Малевича. Если этого не произойдет, она так и останется навечно в земле. На чьем-то, заметьте, дачном участке.