ОДИН из талантливейших артистов нашего времени, кумир миллионов зрителей, он даже не помнит, во скольких картинах сыграл. "Около ста", - говорит Александр АБДУЛОВ. На этой неделе актер отпраздновал два события: 10-летие своего детища - Антрепризы Александра Абдулова и день рождения - 29 мая ему исполнилось 48 лет.
- СТРАННО вы отметили юбилей своей Антрепризы и день рождения - всю неделю "пропахали" на сцене. Другой бы на вашем месте...
- Сел бы посередине сцены и принимал поздравления от коллег? Нет уж, раз мы празднуем 10-летие Антрепризы, созданной актером, то сам он должен абсолютно во всех антрепризных спектаклях участвовать.
- В спектакле "Все проходит..." вы с Ириной Алферовой играете супругов с двадцатилетним "стажем" семейной жизни, переживающих не самый легкий период - обиды, боль, подозрения...
- Понимаю, к чему вы клоните. Критика писала что-то в духе: "Алферова и Абдулов играют, по сути, самих себя. Видно, что из-за возникающих ассоциаций им тяжело играть..." Нет, мне с Ирой не тяжело играть. Сам пригласил ее на эту роль, потому что она - прекраснейшая актриса. Не надо путать жизнь и театр. Я - хозяин Антрепризы и отвечаю за качество ее продукции. На сцене передо мной актриса. А уж что у нас за кулисами происходит, кем эта актриса мне приходится - дочерью, матерью, бывшей женой, это ни для кого не должно быть важно.
- Сколько получает сейчас народный артист?
- В день зарплаты ко мне приходит бухгалтер и стыдливо дает деньги. А у меня в это время сидят друзья. Они спрашивают: "Это что?" - "Зарплата народного артиста России". Я не буду говорить, сколько это.
- А сказали бы, вас бы недоброжелатели полюбили...
- Да бог с ними, пусть не любят. У нас в России любят только несчастных. Понимаете, я выбрал такую профессию, что у меня должно быть все хорошо. Все должны думать, как у меня все здорово, какой я замечательный. Девочки должны вздыхать, мальчики - завидовать. Если я буду говорить, что мне плохо, они меня через месяц возненавидят. Никого мои трудности не должны волновать. Меня с детства приучили не перекладывать проблемы на чужие плечи. Упаси господь, чтобы меня считали несчастным, обиженным. Ненавижу, когда меня жалеют. Зверею от этого. Взрослый мужик - 48 лет, руки-ноги целы. Я должен все в жизни делать сам.
Иначе я - тряпка
- ВАМ не кажется, что наш кинематограф потихоньку возрождается?
- Думаю, что да. Сейчас вышел на экраны очень красивый и добрый фильм двух ленинградских ребят "Рождественская мистерия". Вышли "Нежный возраст" Сергея Соловьева и "Ландыш серебристый" Тиграна Кеосаяна, мои "Бременские музыканты". Четыре картины - уже много. Возрождаться-то возрождается, но я не верю в чудеса. В СССР кинопрокат кормил все образование и всю медицину. Во всем мире это огромная статья дохода! Чтобы не поправились у нас дела? Да не может такого быть! Тогда мы просто идиоты, больные люди, нас нужно ограждать колючей проволокой и ждать, когда мы вымрем.
- Насчет "Бременских музыкантов". Поздравляю вас с хорошим дебютом.
- Слава богу, хоть кому-то понравилось.
- У Михалкова в "Сибирском цирюльнике" огромная массовка. Но, по-моему, вы "Бременскими музыкантами" его рекорд побили.
- Думаю, что в сцене парада задействовано тысяч 20-30 воинов. Как мне помог Гейдар Алиев на съемках! Мы полтора месяца снимали в Азербайджане, и у нас было все, что мы хотели. Нужны были танки - шли танки, бэтээры - шли бэтээры. У нас даже шутка родилась: в тот момент, когда снимался парад у Короля, Армения спокойно могла брать Азербайджан - все его войска были на съемках "Бременских музыкантов".
- Скажите, а бегемот в "Бременских музыкантах" настоящий?
- Конечно. Помог Бакинский зоопарк. Мне привозили ягуаров, удавов, орлов... Была ситуация, когда бегемот должен с охраной пробегать мимо меня. Я смотрю в монитор: Жужа бежит на меня, укрупняется, укрупняется... И тут я поднял голову и вижу, что она уже в трех метрах от меня. На меня перло 2,5 тонны! А бегемоты достаточно быстро бегают. Я схватил телевизор со столиком вместе - и в сторону... В тот же момент по месту, где я стоял, пробежал бегемот...
- Меня поразила хорошая игра Коржакова. Он волновался перед съемками?
- Очень. Говорил: "Ты мне объясняй задачу так, как написано в пособии к японскому будильнику: не кипятить..." Поначалу многие артисты хотели отказаться сниматься из-за того, что будет играть Коржаков. Но я говорил: "Ребята, тогда будем менять вас".
- Вы не боялись их обидеть?
- У меня не было другого выхода. Иначе я - тряпка. Но потом в Коржакова влюбилась вся съемочная группа. Никогда не забуду первый съемочный день. Собираемся на ужин. Актеры переодеваются, бросают костюмы, костюмеры их собирают. Все уже готовы, нет только Коржакова. И тут он выходит. Держит аккуратно повешенный на вешалку костюм: "Кому сдать?" Костюмеры чуть не заплакали.
Лишние деньги
- О ВАС чего только не говорят. И бабник вы...
- Ну бабник я, бабник. Слава богу, что не голубой. Сейчас такое время, что даже если ты ничего о себе не рассказал, за тебя все придумают. Раньше об актерах ходили легенды - о Стриженове, Баталове, Крючкове... А теперь - сплетни. В лучшем случае - кто с кем переспал. О каком воспитании можно говорить, когда по первой программе идет передача "Женские истории" с Борисом Моисеевым? Я же не говорю, что Моисеев плохой артист. Но как можно делать с ним "ЖЕНСКИЕ истории"? Дети посмотрят и начнут спрашивать: а что это такое? Тогда в следующий раз пусть покажут встречу Степаши и Хрюши с педофилом.
- Когда играете в казино, расстраиваетесь, если проигрываете?
- Нет. Я, и когда выигрываю, не радуюсь - все равно проиграю. Есть люди, которые в истерике губы прокусывают, пальцы ломают. Играю не ради денег. Мне нравится сам процесс. Я игрок не до такой степени, чтобы, например, дом закладывать. Люблю играть на лишние деньги.
- А что такое "лишние деньги"?
- Например, когда вдруг получил гонорар за картину в два раза больше, чем ожидал. Или какая-то халтура вдруг подвернулась... Знаете, у меня никогда в жизни не было сберкнижки или кредитной карты. Зачем себя переделывать, начинать копить, откладывать? Это скучно.