Мы - поклонники великой балерины Галины Сергеевны Улановой. Вот уже три года не утихает скандал вокруг ее квартиры и наследства. Неужели наши власти не заинтересованы в том, чтобы в квартире актрисы был музей, как, например, в квартире Марии Владимировны Мироновой?
С. Ломовых
Родственнички!
ЗНАЯ особенности отечественного крючкотворства, Мария Миронова оставила завещание с полной описью всего, что содержится в ее квартире. Она передала и имущество, и саму квартиру государству для организации музея семьи Мироновых - Менакер, что и было сделано. Галина Сергеевна Уланова составила завещание на имя Т. Агафоновой, женщины, которая помогала ей и долго проживала вместе. Но судьба распорядилась по-своему: Агафонова умерла раньше Галины Сергеевны. И после смерти Улановой ее наследство, что естественно, поручили сохранить Правительству РФ. В первую очередь решили создать в квартире Улановой мемориальный музей. Однако по закону нужно было полгода ждать, не объявятся ли наследники. И ОНИ ОБЪЯВИЛИСЬ - наследники аж четвертой ступени, дети детей двоюродных братьев Улановой.
Судебное дело тянулось два года. В результате наследникам все же отказали, но процесс создания музея застопорился. Как нам сообщили в Министерстве культуры РФ, сейчас получено новое поручение правительства. Необходимо определить, что из имущества Улановой войдет в музейный фонд. Эксперты составили полную опись имущества балерины, имеющего музейную ценность. Например, драгоценности из золота, платины, бриллиантов, антиквариат, коллекция наград. Домашняя библиотека содержит 2,5 тыс. томов с редкими изданиями XIX в. Уникальный архив документов и фотографий насчитывает 40 тыс. единиц. А еще есть театральные костюмы балерины, знаменитая коллекция ее балетных туфелек. Интересны памятные подарки, например расписной портсигар Ф. Шаляпина, и личные вещи, в том числе меховые манто. Общая оценка наследия может составить от 0,5 до 1 млн. долл. Работа по созданию музея возобновится, когда будут подписаны все соответствующие документы.
Квартира - не музейное место
НО ЕСТЬ два сомнения. Во-первых, вот уже четвертый год истинные музейные ценности находятся без элементарного ухода, в условиях жары, сухости и запыленности. Еще неизвестно, что станет с балетными пачками Улановой, ее альбомами, книгами и фотографиями к моменту, когда наконец музейщики смогут получить к ним законный доступ. А во-вторых, выскажу, может быть, резкую точку зрения: НУЖЕН ЛИ ВООБЩЕ МУЗЕЙ УЛАНОВОЙ В ЕЕ КВАРТИРЕ?
Нина СЕМИЗОРОВА, народная артистка РСФСР, в прошлом солистка Большого театра:
- Я точно знаю, что после нее, без Галины Сергеевны, я в квартире бывать не буду. Не уверена, что там нужно устраивать музей. Я бывала во многих музеях мира и думаю, что все равно восстановить атмосферу, ауру Дома, а это самое главное, невозможно. Аура квартиры Галины Сергеевны, а я там нередко бывала, была очень светлая от ее присутствия, от самой обстановки, которая, кстати, была простой и скромной. Многие, наверное, считают: раз квартира Улановой - значит, роскошь, блеск, богатство. Ничего подобного! Галина Сергеевна вообще не была озабочена бытом, устройством жизни в ее внешних проявлениях, антуражем вокруг себя, у нее не было претензий на этот счет. Ей все это было не нужно, неважно. Она жила своей внутренней жизнью. Уланова ценила и хранила лишь то, что связано с воспоминаниями, с напоминанием о близких. На стене у нее висел портрет Владимира Васильева, например, которого она любила. Старинную мебель покупала ее мама, многие дорогие вещи и украшения ей дарили. Главное, конечно, - это ее архивы. И почему бы, скажем, не сделать просто специальную экспозицию, зал Улановой в замечательном музее при мастерских Большого театра, театра, где она проработала столько лет? Может быть, это было бы более логично?
Согласитесь, создавать музей в квартире жилого дома - большая проблема. Вряд ли жильцы соседних квартир (квартира Улановой находится на шестом этаже в элитной высотке на Котельнической набережной) согласятся, чтобы мимо них ходили толпы незнакомых людей. Да и проход в такой музей со временем станет невозможен: сейчас в столице на входные двери устанавливают кодовые замки и домофоны. А может быть, и вправду устроить экспозицию в Большом театре, под его крылом? Подобный музей есть в "Ла Скала", в него ведет отдельный вход. Вокруг Большого достаточно особняков, принадлежащих этому театру, где можно было бы создать МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА из архивов и коллекций наших замечательных артистов и актеров, что уже покинули этот мир. Они достойны этого.