НА ПОДГОТОВКУ строительства тоннеля под Лефортовским парком, который соединит западный участок Третьего транспортного кольца до Рижской эстакады, уже потрачено 130 млн. долл. Eще 200 млн. долл. израсходовано на немецкую буровую установку высотой в 5-этажный дом. Подобный "крот" выкопал, например, тоннель под Эльбой, чем удостоил себя чести быть купленным для Москвы. Но несмотря на то что треть стоимости проекта - 330 млн. долл. из 900 млн. долл. - уже освоена, мэр Москвы решил разобраться, а не дорогой ли получается подкоп. Ведь это победители конкурса на строительство (ООО "Организатор") считают, что тоннель обойдется чуть меньше 1 млрд. долл. Те же, кто был бы не прочь принять участие в повторном конкурсе (например, строительная компания "Ингеоком"), утверждают, что "Организатор" потратит в полтора раза больше, а вот они могут вырыть "норку" всего за 550-600 млн. долл.
Странно получается: тоннель рыть начали, для этого купили технику. И вдруг выяснилось, что выбранный проект не самый лучший. Не всех он удовлетворяет, не всем нравится. По-моему, в данном контексте уместнее использовать термины "компетентность" - "некомпетентность" людей, ответственных за выбор проекта. Проекта, который всего лишь несколько лет спустя признали не отвечающим возможностям городского кошелька. И еще: говорят об экономии средств, но не считают убытки от простоя техники и рабочей силы, равно как и компенсационные выплаты, которые победитель предыдущего конкурса получит, если будет объявлен новый тендер.
Чем же плох тоннель от "Организатора", кроме того, что он сохранит Лефортовский парк и здания на его территории и рядом? Герметичная конструкция: жители соседних домов сначала не заметят, как тоннель будут строить, а потом - как по нему будут ездить. Противники же настаивают на том, что три полосы движения в каждую сторону и скорость не больше 60 км/ч обязательно повлекут за собой пробки. Предпочтительнее вырыть огромный котлован. (В который точно угодит Госпитальный мост, дворцовый сквер и северная часть парка. А со временем сползет церковь Петра и Павла или Екатерининский дворец.) И уже после этого можно накрывать тоннель, глубина которого будет вдвое меньше глубины по проекту, отвергнутому мэром.
Борису Никольскому, первому вице-премьеру московского правительства, отвечающему в городе в том числе и за дорожное строительство, нравится больше первый вариант. А также ему нравится... решение мэра, из-за которого вариант и был отложен. Если комиссия, созданная по поводу спора двух проектов, одобрит проведение нового конкурса, он состоится в сентябре.
Р. S. На днях ввели в строй новый участок Третьего кольца, досрочный подарок к Дню города. Но, видно, так спешили отметиться, что, разместив красочный плакат об открытии движения от Волгоградского проспекта до Велозаводской улицы, не убрали запрещающий "кирпич" на въезде на этот участок. Забыли?