В ТЕАТРАЛЬНОМ центре им. Мейерхольда проходит фестиваль молодых московских режиссеров. Собственно, фестивалем (т. е. смотром новых достижений) это мероприятие назвать можно с некоторой натяжкой. Поскольку те спектакли, что покажут на прекрасной новой сцене в районе станции метро "Менделеевская", не совсем свежие. Все они уже были неоднократно представлены публике, отмечены критикой и теоретически должны бы уйти в легендарное былое, но... Появился Валерий Фокин, вспомнил про бесноватые концепции театрального теоретика Антонена Арто, провозглашавшего насилие над зрителем главным принципом сцены, позвал этих самых молодых режиссеров. И все зажило новой жизнью.
Режиссеров, участвующих в фестивале, четверо. Молоды, упрямы и совсем не знамениты. Владимир Епифанцев (30 лет) открыл фестиваль "Маяковским". Лучшим, кажется, своим спектаклем. Добролюбовщина, муки советского поэта, монстрофилия. Вообще, чудища очень привлекают режиссера Епифанцева. Он считает, что зрителя надо корежить и ломать. Криками, слюной, мрачными передрягами вбивать в него искусство. Без всякой там души и прочих телячьих нежностей. "Маяковский" рекомендуется всем, кто с удовольствием ходил в комнаты ужасов, там хохотал и кидался в бутафорских чертей фантиками от леденцов.
Юрий Урнов (25 лет) - выпускник факультета музыкального театра - показывает "Раздетых" по пьесе испанского литератора Жоана Казасу. Юрий претендует на некоторую эпатажность своей продукции. Поставив однажды "Орфея и Эвридику" в Российском молодежном театре, он так напугал худрука, что тот быстренько вывел спектакль из репертуара. "Раздетые", наверное, помягче. Хотя, исходя из концепции самого Урнова, в постановке может всплыть некая иная - потусторонняя - реальность. С домовыми, лешими, вампирами.
Самый молодой участник фестиваля Василий Сенин (24 года) приехал в Москву из Петербурга. 4 года назад поступил на режиссерский факультет РАТИ в "Мастерскую Фоменко". "Фро" - постановка по повести Андрея Платонова. О дочери железнодорожника Фросе, которая вышла замуж, но никак не может реализовать свою супружескую любовь. Все очень пластично. Спасибо Алле Сигаловой - соавтору спектакля. Нужно посмотреть всем ценителям бессловесного, молчаливого и чудного. В последнем слове ударение на "у".
"Пчеловоды" Николая Рощина (27 лет) завершат программу фестиваля 30 и 31 октября. Любитель первоисточников, легенд и Средневековья, Рощин выставил на сцене ожившие полотна религиозных живописцев XVI века. Босх и Брейгель со всеми их мистическими подробностями вывалены зрителю чуть ли не на колени. Впечатляет.