МОДУ называют "книгой цивилизации" - нужно лишь уметь правильно "читать" ее. На показах прошлого сезона по подиумам вышагивали девицы в камуфляже, редкая коллекция обошлась без костюмов в стиле милитари. В душном воздухе залов, где проходили дефиле, буквально пахло войной. На это тогда не обратили внимания, а напрасно. События нынешней осени показали - модельеры, увы, были правы. Как отреагирует мода на то, что происходит сейчас в мире, размышляет модельер Виктория АНДРИЯНОВА.
Тенденций больше нет
ВОПРОС "Что будет?" буквально висел в воздухе во время недели прет-а-порте, которая проходила в Париже в начале октября. И все дизайнеры словно сговорились - большинство коллекций начиналось белыми ангелами, по подиуму плыли некие потусторонние, бестелесные, нежные духи. Постепенно драматизм нарастал, и заканчивался показ черными одеждами (в лучшем случае) или сочетаниями черного с красными. И у меня после всего увиденного осталось ощущение, что тенденций больше нет. Дизайнеры обернулись назад, посмотрели на 80-е, как на время всеобщего счастья, и позаимствовали из тех лет трехъярусные юбки из шитья, платья из ситца, рукава-фонарики, защипы на груди, завышенную линию талии, дизайн тканей в виде вишенок, цветочков, птичек и т. д., веночки в качестве аксессуара. И это слепое копирование оказалось абсолютно бессодержательным для моды - шага вперед не сделал никто.
Мне кажется, что сейчас модельеры начнут делать просто одежду. Одежду, которую приятно носить. Пик "конструктивистских извращений" в моделировании мы миновали. А то ощущение дискомфорта, которое все мы сейчас испытываем, дискомфорта глобального - когда страшно ложиться спать, страшно летать, страшно распечатывать конверты, - заставит вернуться к натуральным материалам. Все прошлые годы технологи активно работали над тем, чтобы придать натуральному твиду, к примеру, максимально искусственный вид, а сейчас синтетические материалы, наоборот, будут копировать натуральные ткани - хотя бы на уровне внешнего дизайна. Сегодня не хочется ни стекла, ни бетона, а картинки с самолетами просто наводят ужас. Не хочется ткани с металлическим блеском, а хочется чего-то мягкого и пушистого.
Винтаж, Восток, помойка
ПАРАЛЛЕЛЬНО с показами новых, уже весенне-летних, коллекций в Париже проходит салон тканей "Премьер визион". Если дизайнер может переиначить за считаные дни внешний вид коллекции, чтобы сделать ее злободневной, то в тканях технический прогресс двинулся, и затормозить его за две недели сложно. И высокая мода все равно осталась высокой модой - с ее роскошью, мягкостью и смелыми экспериментами одновременно. Как ни странно, в моду снова возвращается "помоечный шик", "эстетика бомжа" - ткани с эффектом сильной поношенности. Один из самых дорогих материалов выглядел следующим образом - на кружево настрачивается тонкая ткань типа бязи, затем пристроченная бязь режется, и все это варится. Можете себе представить, как это выглядит: сквозь ошметки "стихийного бедствия" проглядывает драгоценное нежное кружево! Такая ветхость, старина - то, что получило название "винтаж", по-прежнему на гребне интереса.
Директор бутика в Лувре заказал у меня десять сумочек из шелка, который я купила на таджикском базаре. На Западе все восточное сейчас просто на пике моды. И в своей новой коллекции я собираюсь противопоставить Восток и Запад - хотя бы на уровне тканей. Все произошедшее заставило людей повернуться лицом к восточному, мусульманскому миру и задаться вопросом: "А что там?"
"Таких огромных продаж в Домах моды, как вечером 11, 12 и 13 сентября, в истории парижских Домов не было никогда. Ведь мода, по сути дела, - это таблетка от стресса. и люди, получив такой мощнейший стресс, побежали покупать красивое!"