ТРЕТЬ населения столицы - пенсионеры. Особенность мегаполиса - очень много одиноких стариков. Понятно, что в глаза это не бросается: сидят старички по домам, выходят только за пенсией и продуктами. Но для определенной категории людей такие жильцы - лакомый кусочек. Вернее, занимаемая ими квартира. А ради нее, родимой, на все можно пойти.
ПОСЛЕ того как охота за квартирами одиноких пенсионеров приобрела зловещий размах, стариков включили в так называемую группу риска и запретили регистрировать сделки с недвижимостью таких граждан без согласия местных органов социальной защиты. Но лазейку в наших законах всегда можно найти. Например, существует такое понятие, как РЕНТА квартиры, что фактически означает ее продажу. С пенсионером заключается договор пожизненного содержания с иждивением, человеку платят ежемесячно энную сумму, а после его смерти благодетель на законных правах владельца вселяется в квартиру.
Не подкопаешься! Ведь каждый престарелый собственник жилья может выбирать, с кем подписывать договор. Можно с государством, эта схема давно отработана: ГУП "Моссоцгарантия" обеспечивает визиты соцработников, доставку лекарств, ежемесячно что-то доплачивает к пенсии. Можно переехать в специальный дом, а можно остаться в своей квартире. Но почему-то на таких условиях согласились проводить свою старость лишь 3 тыс. москвичей! Остальные готовы верить частным лицам, которые обещают заплатить за квартиру около трети ее стоимости и не забывать регулярно выплачивать ренту. Столбы обклеены объявлениями, с такими договорами работает уже несколько риэлторских компаний. Их сотрудники уверяют, что данный вариант для стариков абсолютно безопасен. Как меня убеждали в одном агентстве, потенциального рентодателя тщательно проверяют, и после подписания договора за ним пристально наблюдает милиция, да и работники ЖЭКов не дремлют. А как же сводка ГУВД: в прошлом году были доказаны два случая насильственной смерти стариков, оформивших договора ренты? Сколько таких было на самом деле, разве кто-нибудь знает? И разве даже двух случаев мало, чтобы обратить на эту деятельность риэлторов внимание и не регистрировать договор ренты без разрешения органов социальной защиты?
Как мне объяснили в "Моссоцгарантии", коммерческие организации лишь выполняют роль посредников и не обязаны отвечать за нерадивого рентодателя. Несколько человек уже обратились в "Моссоцгарантию" с просьбой помочь расторгнуть договор, заключенный через риэлторов. Одно дело, когда договор заключается с государством и нет никого, кто был бы заинтересован в смерти пенсионера. И другое дело - проверка на добропорядочность рентодателей риэлторскими фирмами: честные глаза легко сделать.
Если данный вид договора станет привлекательным для агентств недвижимости, то одиноких пенсионеров завалят предложениями и многие соблазнятся на денежные выплаты, даже если рентодатель не внушает особого доверия. Кстати, с февраля отменено лицензирование риэлторских компаний. Собираются трое смекалистых, объявляют себя юрлицом и под флагом Гражданского кодекса отбирают у доверчивых стариков права на квартиры, не давая ничего взамен.