В СЕНТЯБРЕ минувшего года в столице начался очередной эксперимент: 300 льготников, живущих на территории Центрального и Южного Чертанова, а также Западного Бирюлева, получили по "социальной карте москвича". На сегодняшний день "социальные карты" есть у 30 тыс. жителей этих районов. В этом году обещают раздать такие карточки оставшимся столичным льготникам: примерно 3 млн. горожан.
Разрабатывая программу "Социальная карта москвича", городские головы, понятно, преследовали собственные цели: в первую очередь чиновникам хотелось выяснить точное направление денежных потоков, которые должны идти на финансирование льгот. Но и льготники с появлением в их жизни "социальных карт" должны были бы получить бездну удобств и преимуществ. Во-первых, имея "социальную карту москвича" в кармане, можно бесплатно ездить на всех видах городского общественного транспорта, включая метро, а также на пригородных электричках. Во-вторых, "социальная карта" действует как дисконтная в сети магазинов, продающих льготникам товары по сниженным ценам. По ней можно получать скидки и на лекарства в аптеках. И, в-третьих, на "социальные карты" (которые очень похожи на обычные пластиковые карточки - тот же встроенный микрочип, магнитная полоса вдоль края и персональный пин-код) предполагается начислять пенсии и пособия. Поэтому получать деньги можно будет не через сберкассу с ее очередями, а в ближайшем банкомате. Чтобы оформить "социальную карту", надо всего лишь написать заявление в районную управу, после чего ее выдадут совершенно бесплатно. Еще бы: на реализацию программы московские власти готовы истратить 80 млрд. руб. Только в коня ли корм?
Как рассказал начальник столичного Комитета соцзащиты населения Игорь Сырников, хотя программе уже полгода, из всех вышеозначенных удобств обладателям "социальной карты" доступен только... бесплатный проезд, правом на который, как верно подметил г-н Сырников, льготники пользовались и не имея персональной карточки. К тому же программа как-то не спешит выходить за рамки эксперимента и пересекать границы трех вышеназванных районов. Конечно, если в масштабах столицы власти льготникам ничего, кроме бесплатного проезда, предложить не могут, то тратиться на изготовление пластиковых карт не стоит. Только вот куда в таком случае уйдут средства, выделенные на финансирование данного проекта? На увеличение пособий льготникам или в чей-нибудь карман?