Александр Власов родился в 1900 г. Дмитрий Чечулин - в 1901-м. Но открывшиеся в один день в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева (Воздвиженка, 5) мемориальные выставки "Архитектор Чечулин" и "Архитектор Власов" имеют одинаковый подзаголовок "К столетию со дня рождения". Обе "просроченные" выставки показывают массу непостроенного двумя главными архитекторами Москвы 40 - 50-х гг., того, что осталось в чертежах, планах, на гигантских рисунках, офортах и "отмывках" (есть такое профессиональное обозначение изображения будущего здания как уже возведенного, с прилегающими окрестностями, людьми и автомобилями вокруг, на фоне неба с облаками). Почему бы это не построить сообразно логике восстановления исторической справедливости? Открыли ведь выставку двумя годами позже, можно и дом возвести 70 лет спустя после подачи проекта.
И воображение уже рисует два ирреальных вида. На Ленинских горах высится власовское гигантское здание Комвуза. Каскад лестниц и этажей, устремленная ввысь башня, заканчивающаяся яйцеобразным глобусом. И фонтаны перед входом. А на площади Белорусского вокзала сбоку от моста красуется чечулинский дом управления "Аэрофлота" - стеклянный параллелепипед со смазанными углами, с гигантскими самолетными крыльями на крыше... Красивая наглая архитектура 30-х, оставшаяся лишь на бумаге.
Впрочем, почему на бумаге? Всем привычная высотка МГУ на тех же Ленгорах немногим уступает идее Власова. А неутомимый Чечулин уже в 70-е годы таки воплотил свою мечту о здании "Аэрофлота" - когда проектировал Дом Советов РСФСР, знаменитый Белый дом на Краснопресненской набережной. Получается, брежневская архитектура подспудно хранит память о сталинской, но сталинская сама никуда не делась, стоит себе до сих пор. С подлинно современными постройками в Москве беда, потому антикварное наследие здесь смотрится еще вполне актуальным.
Потому выставки главных архитекторов 40 - 50-х гг. не выглядят музейной эксцентрикой и дремучей архаикой. Постройки и даже "непостройки" Чечулина с Власовым (среди построек - высотка на Котельнической набережной, ЦПКиО, метро "Динамо" и "Киевская", спорткомплекс в Лужниках и т. д.) до сих пор являются нашей повседневной обыденностью. Стилем, под присмотром которого выросло не одно поколение москвичей. И построй сейчас Комвуз или "Аэрофлот" такими, как они задумывались, - никто не удивится. Только редкая газета разразится статьей о растрате народных денег и мэрской гигантомании. Но это, знаете ли, про финансы, а не эстетику.