Примерное время чтения: 3 минуты
101

Толкиен для верующих и неверующих

У ЛЮБОГО американского фильма словно, как говорится, на лбу написано: "Made in USA". "Братство кольца", и это радует, не выглядит стопроцентным американским продуктом. Хотя бы потому, что там нет ни одного негра!

ТРИЛОГИЯ Джона Рональда Руэла Толкиена "Властелин колец" стала для современного мира почти что Библией: можешь верить, можешь не верить, но текст знать надо. Поэтому за создателей фильма сперва даже было страшно: а вдруг исказят культовую книгу? Ведь каждый читавший Толкиена имеет перед глазами собственный вариант Средиземья.

Уже сейчас можно предвидеть массу упреков. Одни скажут, что лицо у серого мага Гэндальфа (Йен Маккеллен) могло бы быть и поумнее. Другие возмутятся: "Где же вы видели черноволосую и кареглазую эльфийскую принцессу Арвен (Лив Тайлер)?" Третьим покажется, что боевой клич назгулов слабовато леденит душу. Но вряд ли даже заядлые фанаты-толкиенисты будут отрицать, что фильм снят с чувством глубочайшего почтения к первоисточнику.

Хоббиты и вправду выглядят "полуросликами" - по пояс обычному человеку. Как этого удалось добиться, при том, что среди актеров не наблюдается гигантов и карликов, - загадка оператора-постановщика Алекса Фанки. К тому же у них (хоббитов) - точно по тексту - и впрямь лохматые ноги. Заколдованный лес Лориэн и вправду невыразимо прекрасен. Эльфы стреляют из луков, а гномы дерутся топорами. Река Андуин впадает в залив Белфалас. В общем, все путем!

Фильм хорош и для тех, кто знает эпопею Толкиена наизусть, и для тех, кто до сих пор не подозревал о ее существовании. Но, как образцово-показательная киноиллюстрация к тексту, лента грешит и его недостатками. Декорации, то есть сам мир и дух Средиземья, оказались гораздо более значимыми, чем довольно банальное противостояние "плохих" и "хороших парней", происходящее на их фоне.

Кстати, о "плохих парнях". Орки, пожалуй, выглядят слишком уж нарочитым воплощением зла. А ведь они, если хорошенько разобраться, - ближайшие родственники эльфов. У них, между прочим, были собственная письменность и изобразительное искусство! Когда в подземельях Изенгарда орки куют броневой щит своей родины, невольно вспоминаются кадры из старых советских фильмов, воспевающих поэтику труда в горячем цехе.

И это неспроста. Вопрос о том, с кого профессор Толкиен писал всех этих орков и прочих троллей, до сих пор остается открытым. Судя по тому, что книга увидела свет через пару лет после смерти Сталина, профессор имел в виду наших предков. Не случайно силы добра у него сосредоточены на Западе, а "империя зла" проживает на Востоке. Так что не стоит бурно ликовать, когда Арагорн (Вигго Мортенсен) или Боромир (Шон Бин) разрубают еще одну орочью башку. Возможно, именно такая (с клыками до ушей) была, по мнению Толкиена, у вашего отца или деда.

Но это так, в качестве ложки дегтя. По большому счету, упрекнуть создателей фильма не в чем. Режиссер Питер Джексон, конечно, не волшебник. Зато как быстро он учится! Глядишь, ко второй серии научится понимать язык птиц и зверей, а к концу третьей соберет все Кольца Власти!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно