Этого, наверное, стоило ожидать. Компактно проживающая группа людей, переварившись в собственном соку, решила заявить о себе по-настоящему.
И ВОТ, извольте - рублево-успенская литература на марше. А Оксана Робски - пророк ее. Понятное дело - на северо-западе Москвы за высокими заборами сложилась новая субкультура со своим языком, манерой одеваться, образом жизни и четким осознанием того, кто им "свой", а кто - "чужой". Понятно и то, что без своего трибуна/пророка эта субкультура долго обходиться не могла. И даже понятно, что произведения, выброшенные из этой среды, будут коммерчески успешны - в советское время индийское кино любили не за драматургию, а за то, что "там мебель красивую показывают".
Гламурность священного трепета не вызывает
НА САМОМ деле обещание "показать ту жизнь, что скрывается за тонированными стеклами "мерседесов", автор не выполняет. То ли за этими стеклами нет ничего особенного, то ли Робски в силу своей очевидной литературной беспомощности ничего показать не может. Это нормально. Человек, получивший совковое воспитание, сколько ты его по европам ни катай и какими деньгами ни накачивай, за своими "тонированными стеклами" способен создать только совок. И выходит у них, как в русских народных сказках: "Государь-ампаратор чай пьють, самовар матерущщий, ситного фунта по три!" "Ситного" в романе Робски - завались. "Матерущщий самовар" в виде краснокирпичного дома есть. И у ее окружающих - тоже. А вот насчет "особенного загадочного мира" - так откуда там ему взяться? Обычный совковый производственный роман. А то, что вместо секретаря парторганизации главным героем выступает бизнесвумен - так что это меняет?
Гламурность (кокаин, кефир за полторы сотни, перечисление известных дорогих кутюрье, сверхдорогих московских кабаков и мегадорогих косметических салонов) священного трепета не вызывает. Не вызывает даже раздражения и зависти, как это ни странно. Становится скучно, и все тут. Понимаешь правдивость бельгийской пословицы: "Золоченая свинья ничуть не лучше, чем первая встречная". Раздражение вызывают разве что попытки автора похвалиться тем, чем он действительно не владеет - интеллектом. Помните: "Приятно чувствовать свое интеллектуальное превосходство над прислугой".
Популярность рублевской литературы сродни популярности сериалов про богатых
"А ЧТО вы хотите от внезапно разбогатевшей пэтэушницы? - удивляется писатель Александр Кабаков. - Ей, вероятно, кажется, что она держит Бога за бороду, но... Написано-то все равно из рук вон плохо. Язык скучный, невыразительный, какой-то мутный... Сразу видно, человек невежественный, мало читал и, образно говоря, путается в рукавах чужой формы. А то, что она популярна, так это феномен популярности сериалов про богатых. Да и то, появись в их среде по-настоящему хороший писатель, про нее скоро забудут. А писатель может появиться там с той же вероятностью, что и в любом рабочем квартале. Другое дело, что рабочих кварталов у нас побольше, чем гетто для нуворишей".
Первый камешек Робски, похоже, двинул лавину "гламура". Во всяком случае направление уже складывается. Пару месяцев назад подтянулся Владимир Спектр со сборником рассказов "Чья-то чужая жизнь". Рублевской субкультуры там, правда, поменьше, но это компенсируется обязательными гомосексуалистами, драгдилерами и прочими богемными составляющими. Название, кстати, подспудно обещает нечто то же самое, что и аннотации к романам Робски. И точно так же внутри никакой "чужой жизни" не видно. Надо полагать, что это станет неким особенным шиком новой литературы - поманить и надуть.
Слабо верится и в желание издателей нажиться на такой литературе. Заработать можно на детективах. Скорее здесь желание "гламуровцев" громко о себе заявить: "Мы есть! Мы богатые и сильные! Мы умные!" - совпало с подспудным желанием иметь не импортного "передового" автора вроде Ирвина Уэлша или Фредерика Бегбедера, а своего. Мол, мы тоже не лыком шиты. Но Бегбедера ни из Спектра, ни тем более из Робски не получится, как нельзя переделать краснокирпичный трехэтажный рублевский кошмар в изящное провансальское шале.