ВЫСТАВКА "Бубновый валет". Путь на Запад? Путь к себе" организована к 90-летию знаменитого Общества художников, учрежденного в октябре 1911 г. И за эти 90 лет участники объединения стали настоящими классиками. Имена Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Александра Куприна, Аристарха Лентулова (перечисляю только "действительных членов" Общества, в выставках которого принимали участие чуть ли не все передовые художники тех времен) известны любому ценителю изящного, их работами справедливо гордятся отечественные музеи. Из собраний десяти музеев Центральной России и собрана нынешняя юбилейная выставка, до Москвы показанная в Ярославле (Ярославский художественный музей - застрельщик проекта), Костроме, Вологде, Иванове и Рязани.
Авторы знамениты, картины их красивы, краски ярки, сюжеты - натюрморты, пейзажи и портреты - понятны. Я, зайдя в залы Московского Центра искусств на Неглинной, 14, принимающего у себя "ярославскую" выставку, первым делом наивно выдохнул: "Ух ты!" При этом в Москве проект дополнила экспозиция работ "бубнововалетовцев" из столичных частных собраний, развернутая в галерее "Элизиум" (Центральный Дом художника, антресольный этаж, зал 47 Б). Интерьер "Элизиума" - гостиная начала века: диванчик, инкрустированный круглый стол, кресла с гнутыми ножками, орхидеи в вазах. И это благородное благолепие отлично дополняют цветастые шедевры 90-летней давности.
Впечатление, надо сказать, обманчивое, виной чему время и история искусства. За столетие зритель ко многому привык в музеях и галереях, потому живопись "Бубнового валета" кажется салонным украшением. Но в период ее создания художники как раз боролись со всякими орхидеями в вазах, хоть и избирали своей темой не менее изящные и "богатые" натюрморты. Просто писали их грубо, размашисто, сочно, в колорите базарных вывесок, с настроением ярмарочного зазывалы. И развешивали картины так густо, что выставка напоминала грубое лоскутное одеяло. В спертую атмосферу искусства тогдашних салонов и гостиных они впускали здоровый простонародный дух.
И тонкие ароматы французско-немецкой живописи с ее импрессионизмом и экспрессионизмом. Поскольку "бубновые валеты" учились на Сезанне, Моне и Гогене, а на свои выставки брали - благодаря поддержке жившего в Германии Василия Кандинского - работы мюнхенских коллег из объединения "Синий всадник". Вот эту игру в русскую посконность и вместе с тем принципиальный интернационализм, это шокирование публики ужимками дикарей и одновременно знание самых свежих западных поветрий в искусстве, это сочетание ярмарочной стихии и строгой внутренней организации созданного Общества - короче, эту смесь "французского с нижегородским" (в прямом смысле слова, поскольку в Нижнем была самая большая в России ярмарка) в деятельности "Бубнового валета" и подразумевает название проекта "Путь на Запад? Путь к себе".
Впрочем, на московской афише выставки появился второй вопросительный знак, поскольку нет точного ответа, куда двигались "бубновые валеты" до того, как вошли в историю. Ведь с этим авангардом никогда ни в чем нельзя быть до конца уверенным. А Общество "Бубновый валет" было одним из первых объединений авангардистов, хоть его члены и рисовали просто очень красивую живопись. На сегодняшний взгляд.