В ДОМЕ кино состоялась долгожданная премьера фильма отечественного киноклассика Глеба Панфилова "Романовы - венценосная семья". Мастер давно не снимал, и вот, наконец, представил историческое полотно, да еще на такую больную для России тему - последних месяцах жизни и гибели русского императора и его семьи.
Фильм получился красивым и сусальным. Он выстроен как цепь картинок-штампов: кинематографических и идеологических - в духе советского кино типа "ЖЗЛ". К тому же содержит немало исторических, документальных неточностей. С первых же кадров кажется, что снят он исключительно на экспорт, столь незатейлив посыл - доброго царя с близкими убили большевики-злодеи. Картина напоминает диафильм. В начале - краткая цитата-справка о положении России накануне Февральской революции. Затем в кадре Александра Федоровна игриво тянет супруга за ушко в постельку (английская актриса Линда Бэллингхэм кажется в этой роли матерью своему Ники). Альковные нашептывания императрицы на манер вульгарной жены из породы ночных кукушек, что всегда перекукуют дневных, - вот вам и отражение руководящей роли императрицы мужем-подкаблучником. Или патриархальный вечер - прямо-таки "семья Ульяновых": кто-то музицирует, кто-то вышивает, рисует, и колышутся в такт романсу и ветерку белые шторки, и трепещут нотные страницы... А вот царская семья проплывает в ссылку мимо села Покровского, где родился ее кумир Распутин, и солнце жарко и символично вспыхивает в этот момент в куполах собора...
Ничего нового в подходе к теме картина не несет: кровавое убийство иначе как чудовищным злодейством в истории названо и быть не может. Стало быть, он снят (процитируем чеховского героя) о том, что "умным давно известно, а глупым неинтересно". Карен Шахназаров в "Цареубийце" снял собственный мистический вымысел. Сергей Мирошниченко в документальном "Убийстве императора" - его версии. У Панфилова - ни то, ни другое. Еще одна подделка под историю? Непонятно, зачем снимать актеров, не имеющих портретного сходства с реальными лицами - Гучковым, Шульгиным, Корниловым? Зачем больной гемофилией Алексей рьяно боксирует на экране, когда любой ушиб и даже резкое движение могли быть для него смертельными? Царя привезли в Екатеринбург 30 апреля - а на экране снег и шубы, его встречает Татищев - но того доставили в город лишь спустя месяц! В финальной сцене снова использована выдумка Радзинского о том, что семью подняли в роковую ночь якобы для фотографирования. И так далее. Трагичнейшая история венценосной семьи обернулась лишь холодновато-красивой картинкой, а содержащиеся в ней непридуманный ужас, и мистика, и тайны, и драматургия, и страсти - все, увы, осталось за кадром.