Вера АЛЕНТОВА недавно удивила многих. Без сомнений снялась у Владимира Меньшова, собственного мужа, в довольно рискованных сценах в фильме "Зависть богов". Сегодня она отмечает свой юбилей в новом спектакле "Недосягаемая". Но мемуаров пока писать не собирается.
- СЕЙЧАС все пишут. Это стало уже, по-моему, неинтересным. Да и далеко не всем удается сохранить достоинство, ум, культуру. Причем это не только в мемуаристике, это и в мировом кино, и в литературе. Но если происходят такие негативные вещи, значит, это зачем-нибудь нужно, значит, нужно переболеть этим.
- Лучше такая свобода без табу, нежели любая цензура?
- После фильма "Зависть богов" в прессе такой хай подняли по поводу откровенных сцен, хотя по сравнению с тем, что мы видим в западном кино, по телевидению, - это просто детский лепет. Наверно, я переступила какую-то грань, но другой вопрос: где эта грань? Ведь сцена, где моя героиня, скажем так, испытывает с любимым мужчиной высший пик, снята на крупном плане. Зритель видит только лицо героини. Но этого почему-то никто не отметил, хотя для актрисы сыграть так - это плюс.
А не показывать каких-то интимных вещей на экране - это тоже, наверно, неправда? Раньше и поцелуи уходили "в затемнение", камера стыдливо отворачивалась. В фильме "Москва слезам не верит" нашу с Табаковым сцену, где мы встречаемся после разлуки у него в квартире, порезали потому, что она была довольно откровенная, страстная, мы там так торопливо раздевались. Эта сцена, по-моему, добавляла существенные краски к образу моей Катерины - вот только что на экране была девочка, неопытная, брошенная, плакавшая, а вот - уверенная в себе женщина. Если откровенная сцена имеет оправдание, если она важна для понимания смысла фильма, роли - как быть тогда?
Эпоха матриархата
- ВАША Катерина - типичный образец советской женщины. А какой вам представляется героиня нашего времени?
- Деловая и сильная. Беззащитная и несчастливая. Она разная. И все же, наверно, главное - она внутренне очень стойкая. Не случайно же говорят о наступлении новой эпохи, матриархата. Сегодня мужчины женоподобны, даже если это внешне преуспевающий человек, начальник, все равно это часто капризный, закомплексованный, слабый тип. Но я-то все-таки уверена, что даже самая сильная и состоявшаяся женщина мечтает о том, чтобы мамонта ей приносил мужчина, а она была только нежной, милой, поддерживала в доме очаг и растила детей. Женщине все равно хочется быть слабой.
- Есть ли, по-вашему, рецепт семейного долголетия?
- Главное - попытаться понять, что ты сам прежде всего не подарок... Мы же к себе относимся хорошо и считаем, что все нам должны, обязаны, требуем, чтобы были такими-то и такими-то. А человек-то рядом - он другой. Другой! И самая большая ошибка - это стараться его переделать "под себя". Надо понять, что он тоже наверняка открывает в тебе нечто, что его не устраивает. У нас с Володей тоже не все было гладко: я пыталась перевоспитать его, он - меня, и ничего из этого не вышло, вышло то, что мы расстались и какое-то время жили врозь, а потом, вот видите... все равно вместе.
Погоня за молодостью
- ИДЯ к вам на интервью, я помнила о том, что прессу вы не жалуете.
- Да нет, я отношусь спокойно, ведь это тоже часть профессии, популярности, если она есть. А так... Вот в Интернете такое обо мне написано, бог знает что, и о Юляше - головы отрезают, тела приставляют. Ну что же, если люди этим живут... Значит, ты интересна, и принимай все издержки, с этим связанные, как должное, неизбежное.
- Я поняла, что вы философски относитесь к неизбежному. А к возрасту?
- Этой проблемы не существует. Ведь это же нормально, что мы рождаемся и умираем? Значит, и старимся. Дело в нужности. Если ты нужен и тебя любят, и с тобой хотят общаться, разве так уж важно, сколько тебе лет и достаточно ли молодо ты выглядишь? Есть вещи, которые дарует именно возраст, и они заменяют собой то, чего, казалось бы, заменить нельзя, - юность, красоту, привлекательность внешнюю. Но следить за собой надо. Красоту дает Бог, но надо уметь ее сохранять.
- Вам не смешна та бесконечная погоня за молодостью, которой озабочены многие наши звезды?
- Это вовсе не смешно, это трагично. Возраст не в количестве лет, а в равнодушии: сначала все равно, как я выгляжу, потом все равно, что надеть. Высшая мудрость - не стремиться изменить то, чего изменить нельзя, а жить медленно, со вкусом, неторопливо. Когда Юляша была маленькой, я много работала, все время спешила и ее поторапливала, и не понимала, что с ребенком спешить нельзя. А сейчас, когда у меня четырехлетний внук Андрюша, я тоже много работаю, но во мне уже есть та мудрость, которой не было, когда была молодой. Я научилась не торопиться с ним, быть терпеливой и терпимой.
- И как вас называет внук? Бабушкой?
- Вера. Конечно, Вера.