Примерное время чтения: 4 минуты
94

А под домом - пустота...

ОСОБУЮ популярность в столице приобрело "точечное" возведение домов. Между тем город живет богатой внутренней, вернее, подземной, жизнью, на которой отражается каждое изменение во внешнем облике.

Горизонтальнее - безопаснее

ХОТЯ мы и избавлены от регулярных сильных землетрясений и построен наш город вроде бы не на болоте, по словам лидера движения диггеров Вадима Михайлова, Москва стоит не на самых надежных насыпных, оврагосодержащих, провалоносных грунтах. По подземному городу течет более 170 рек, 30 из которых "кучкуются" в центре. Столица под землей буквально опутана огромной сетью различных коммуникаций и канализации. Так что наилучший вариант для Москвы - плоскостное строительство, причем наземное. Нас же еще с советских времен одолевает архитектурная гигантомания. А с некоторых пор вошли в моду подземные комплексы.

Страсть к гигантизму "вверх", особенно в центре города, чревата тем, что мы останемся и без высоток, и без старой застройки, в которую их "точечно" пытаются вписать. Закладывая фундамент под огромные здания, в стороны вытесняют воду. В частности, это приводит к разрушению стен близлежащих домов. Что касается самих высоток, то им тоже приходится нелегко. Увидеть это можно на примере зданий МИДа и МГУ, на фасаде которых красуются живописные трещины. (Такие "украшения" могут появиться и на небоскребах Сити.)

Есть и другие опасности. Например, обилие различных коммуникаций и "законсервированных" подземных шахт и бункеров, во многие из которых специалистов попросту не пускают по причине строгой секретности, вынуждают строителей делать малонагруженные фундаменты. Они и сами по себе далеко не идеальны, а поставить на них стремятся все те же многоэтажки. По словам Вадима Михайлова, не менее опасно свайное строительство (от которого, кажется, все-таки понемногу отказываются). Суть его в том, что под фундамент вырывают котлован и в него, еще глубже в землю, забивают сваи. Вода, минуя водоупорные глинистые слои грунта, по сваям проходит прямо к его нижним слоям, которые в итоге становятся болотистыми. Сваи "усаживаются", тянут за собой фундамент, он по периметру отрывается от стен - и здание рушится. Так было, например, с домом на Болотной набережной.

Провалы неизбежны?

ЧТО КАСАЕТСЯ "манежеподобных" комплексов, один из которых собираются возвести под Новым Арбатом, а другой - в районе Пушкинской площади, то, по мнению многих специалистов, столица к подземному строительству не готова. А данные места, как объяснил Вадим Михайлов, еще и относятся к геологически нестабильным районам. Особенно это касается Пушкинской площади. Именно отсюда идет провал, произошедший некогда на Большой Дмитровке. И если здесь начнут строить подземный комплекс, то новые провалы, причем на весьма обширной территории (в том числе в районе здания Совета Федерации), неизбежны. Центральный округ, по мнению Вадима Михайлова, вообще самый нестабильный. Здесь больше всего канализационных систем, которые успели сгнить и "выпустить" воду и которые к тому же заложены глубоко под землю. Проблем добавляет и множество глубоких, затопленных водой провалов, про часть которых давно никто не вспоминает. Так что провалы вполне возможны еще и на Садовом кольце, особенно это касается его соединения с Цветным бульваром. Возле кинотеатра "Форум" и в районе Сухаревской площади. Геологически нестабильными зонами являются так же Замоскворечье и Болотная набережная.

А вот по поводу того, где в столице жить безопасно, Вадим Михайлов заявил, что точного ответа дать не может. Так как зоны нестабильности не "закреплены" за определенным местом, а "гуляют" по подземному городу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно