Примерное время чтения: 3 минуты
68

Уже десять премьер

ВСЕГО второй сезон хозяйничает в чеховском МХАТе новый "домовой" Олег Табаков, и, уже очевидно, даже самые недоброжелательные и въедливые критики не могут отрицать явных сдвигов в жизни прославленного академического. Отчетливой линией в освежении репертуара стала ставка на молодых в режиссуре, драматургии, актерстве. На совсем молодых-начинающих и на наших новых "звезд". Первой ласточкой здесь стал Владимир Машков с аншлаговым "N 13". Игорь Угольников блеснул в "Девушках битлов". Как глоток свежего воздуха - легкое дыхание спектакля "Ю" по пьесе молодой Ольги Мухиной. Сергей Безруков ярко проявился в последней премьере - "Священном огне".

Однако привычное уже для худрука привлечение сил его родной "Табакерки" для сдабривания зрительского интереса и взбадривания общей атмосферы во МХАТе в "Священном огне" (режиссер Светлана Врагова) привычной смысловой нагрузки, думаю, не несет. Безруков в свойственном ему убедительном лирико-романтически-трагическом амплуа существует не "звездно"-одиноко, а во впечатляющем и мощном ансамбле мхатовцев: Ольги Барнет, Дмитрия Брусникина, Евгении Добровольской.

Психологический детектив - жанр не новый, но проверенный временем, многочисленными версиями и неизменным зрительским вниманием. Ситуация в духе Агаты Кристи или Джона Пристли, когда в четырех стенах оказались "заключенными" возможные виновники гибели одного из персонажей и самодеятельное ее расследование, - беспроигрышно-сценичный вариант, подкрепленный сильной актерской игрой. Эта постановка, уверенная и уже имеющая зрительский успех, если и не станет гвоздем и откровением сезона, то явно будет одной из "несущих конструкций" нового репертуара МХАТа.

"Старосветские помещики" (режиссер - дебютант Миндаугас Карбаускис) - иной случай. Этот спектакль явно не из тех, на который толпой повалит публика. Это продукт штучный, экзотический, для зрителя, представляющего себе, что такое, скажем, фантастический гоголевский реализм, а также, что такое прибалтийский театральный менталитет. У режиссера вольное обращение с первоисточником - не ждите от этого спектакля умиротворяющей истории вечной любви. Мистика и "потустороннее" взрывают знакомый текст и сюжет. Неуемная шайка слуг голосит припевки, носится по сцене, вмешивается в недвижимо-болотообразное, но такое умильное существование неувядаемой парочки - Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Полина Медведева в возрастной характерной роли победительно-трогательна. Александр Семчев мужественно и успешно борется с закрепившимся за ним амплуа рекламного телевизионно-пивного "толстяка", подкрепляя детски-обаятельную органику истинным психологизмом и драматизмом. В итоге этот странный, режущий поначалу слух и глаз спектакль-симбиоз, даже если не вызывая у иных полного приятия, оставляет живое чувственное ощущение страстей человеческих и свободного сценического опыта.

МХАТ создавался как художественно-общедоступный театр. "Забронзовев" в статусе "наше все", он постепенно покрылся патиной. Взбудораженный Ефремовым, упорно старался выйти из очевидного кризиса, из последних сил "держать лицо". Сейчас во МХАТе как будто распахнули настежь окна, произведя, как это бывает с вторжением свежего ветра, некоторый сумбур. Но главное - десять последних премьер не выстроились в унылую цепь одноликих впечатлений-матрешек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно