Примерное время чтения: 3 минуты
112

Гжель: кто самый сине-белый?

ПОДМОСКОВНЫЙ туризм - дело гиблое. Кто может навскидку вспомнить хотя бы десяток достойных туристических объектов международного уровня? Ну, Сергиев Посад, Бородинский комплекс, отчасти кремли Коломны, Зарайска, еще нескольких городов... Неужели это всё и в Московской области больше не на что посмотреть, кроме абстрактной природы?

КОМИТЕТ по туризму МО уверен, что область для туристического бизнеса - настоящее золотое дно, просто пока никто не умеет этим пользоваться. Согласно новой концепции развития туризма, основа основ для привлечения и людей, и инвестиций - народные промыслы. В частности, известный, пожалуй, всем и каждому гжельский фарфор.

Честно говоря, сама по себе Гжель вряд ли сможет претендовать на звание туристического объекта - обычное подмосковное село без гостиницы, с единственным магазином и не очень хорошими дорогами. Впрочем, каждая из 32 деревень, составляющих так называемое "гнездо" этого народно-художественного промысла, выглядит примерно так же. Выходит, что в данном случае мы имеем дело с популярным некогда течением "производственных экскурсий". Актуальность именно такого вида туризма казалась сомнительной, пока не довелось все увидеть самостоятельно.

На поверку оказалось, что по крайней мере одно из шести предприятий, входящих в ассоциацию народно-художественного промысла "Гжель", "Синь России", уже является классическим образцово-показательным туристическим объектом. Все, что нужно для падких на экзотику туристов (особенно иностранцев): стилизованный "под избу" цех росписи, очень чистый и приличный цех обжига и поразивший воображение зимний сад с павлинами и аквариумом, как выяснилось, "для стимулирования творческой мысли художников", ассортиментный кабинет с магазином... Вот уж действительно "золотое дно" - только раскрутись и вези себе туристов.

"Вряд ли это будет разумно, - сомневается председатель ассоциации Юрий Казанцев. - Туристов, конечно, можно будет привезти, но только раз или два. Дело в том, что формально мы пока не имеем на это права - нас не признали народно-художественным промыслом. Вот ЗАО "Гжель", бывший монополист, считается таким промыслом, получает все положенные льготы, а мы - нет".

Вообще же ситуация некрасивая. Результат интриг и административных разборок. Ассоциация, получившая признание областного художественно-экспертного совета как производитель изделий народно-художественного промысла, на федеральном уровне почему-то таковой не является. Вернее, федеральный экспертный совет в течение года не вынес окончательного решения, то есть вопрос попросту "спущен на тормозах". И предприятиям ассоциации в таких условиях не до туризма. "Видите ли, - объясняет Юрий Казанцев, - ЗАО "Гжель", выпускающее продукции в 4 раза меньше, чем мы, по нескольку месяцев не платящее рабочим зарплату, имеет большое преимущество - регистрацию на федеральном уровне. А это значит освобождение от НДС на всю продукцию, освобождение от земельного налога... Получается, что наши изделия, стоимость которых на 30% больше, чем у ЗАО, могут быть вытеснены с рынка путем "административной конкуренции". Больше того, само название "Гжель" поставлено под угрозу: нас ведь запросто могут лишить права его использовать".

Так что радужные перспективы привлечения туристов в Гжель сейчас находятся примерно на уровне Нью-Васюков: ЗАО "Гжель" объективно "не потянет" как туристический объект, а предприятия ассоциации, уже фактически готовые к приему экскурсий, озабочены элементарным выживанием в условиях административного противостояния.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно