ПОСЛЕДНИЙ раунд борьбы за право проведения выставки EXPO-2010 проходил на прошлой неделе в Париже. Кроме России (в лице Москвы) спорили еще четыре страны-соискательницы: Китай (г. Шанхай), Мексика (г. Керетаро), Польша (г. Вроцлав) и Южная Корея (г. Йосу). Презентация нашего проекта началась с того, что Мисс Вселенная Оксана Федорова, которой доверили вести действо, вышла на сцену блеснуть знанием английского, но перепутала глаголы, сказав: "В соревнованиях мы принять участие... не сможем". Представители польской делегации с удовольствием прокомментировали случившееся: "России, кроме красивых женщин, и показать нечего".
НА 131-ю сессию генеральной ассамблеи Международного бюро выставок (МБВ) лоббировать наш проект кроме красавицы приехала группа мужчин: глава российского правительства Михаил Касьянов, мэр Москвы Юрий Лужков и нобелевский лауреат Жорес Алферов. Ни одна делегация не выступала в таком усиленном составе. 88 членам МБВ пытались объяснить, что Москва, как никакой другой город, достойна права проведения всемирной выставки. Уже 150 лет мы принимаем в ней участие, но сами никогда не проводили. Тогда как Париж за это время принял целых пять выставок.
Конкуренты
КОГДА борьба только разворачивалась и претендентов на EXPO-2010 вместе с Аргентиной (г. Буэнос-Айрес) было шесть, России ставили в вину старый инцидент: в 1967 г. СССР отказался принимать уже утвержденную в Москве выставку по политическим мотивам - из-за "смены Хрущева на Брежнева". И московские власти год потратили на то, чтобы убедить МБВ, что эта история в прошлом. Инспекционная группа Бюро выставок, гуляя по Москве в майские праздники, успела убедиться в том, что времена коммунизма безвозвратно ушли. В отличие от Китая, где строй так и не сменился. Кстати, Китай вместе с Россией по-прежнему называют фаворитами в борьбе за право проведения у себя EXPO-2010, но инспекционную группу сильно разочаровал оказанный в Шанхае прием: как и в 70-80 гг., иностранных гостей по трассе следования встречали и провожали взрослые и дети, махая флажками.
В день сессии, перед приездом Касьянова, французы устроили митинг в защиту журналиста Григория Пасько: демонстранты кричали о том, что нельзя проводить всемирную выставку в стране, где за свободу слова можно получить 4 года тюрьмы. Говорят, это действо организовали китайцы, они же, по слухам, пытались сорвать и саму презентацию. После выступлений Касьянова и Лужкова выяснилось, что демонстрационный фильм показывать не на чем: технику обесточили, провода вырвали. Несмотря на все это, сессией наша делегация осталась довольна. Если до Парижа шансы Москвы на право проведения EXPO-2010 были хорошие, то теперь они очень хорошие.
За что боремся
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ решение эксперты МБВ примут в конце года. А пока разворачивается серьезная подковерная борьба. Рассказывают, что страны-участницы пускаются во все тяжкие, чтобы повлиять на выбор: дарят экспертам дорогие подарки, возят по миру, развлекают и опекают. Больше всего потратились на представительские расходы корейцы. На вопрос, что будет делать Москва до конца года, ответил вице-президент ВВЦ Магомет Мусаев. Проект, по его мнению, удовлетворяет всем требованиям МБВ, а время до голосования будет потрачено "на работу на политическом уровне".
Юрий Лужков, оценивая проекты других стран, назвал наш самым лучшим. Если EXPO-2010 состоится, то выставочные площади ВВЦ увеличатся до 335 тыс. м2. Тогда наш комплекс станет вторым после самого крупного в мире выставочного центра в Ганновере. Расширение территории планируется за счет сада и Останкинского парка, а монорельсовая дорога из "Шереметьево-2" до Сити завернет на выставку. Кстати, именно по причине развития инфраструктуры вокруг ВВЦ Москва сильно выиграет от проведения EXPO-2010. Деньги на выставку и на развитие прилегающих территорий пойдут из одного и того же кошелька. Между тем немецкие эксперты утверждают, что строительство ганноверского центра не окупилось. Наши же специалисты уверены, что получат до 1,7 млрд. долл. через год после открытия нового ВВЦ.