ЕЖЕГОДНО толпы молодых людей пытаются поступить в театральные училища Москвы. Особенно тяжело приходится приезжим. К тому же после завершения учебы лишь несколько человек станут знаменитыми и преуспевающими актерами, а остальным придется искать себе другое применение. Молодой актер Марат БАШАРОВ давно закончил театральное училище, но о студенческой жизни вспоминать любит:
- Я МОСКВИЧ, мне было намного легче учиться, нежели приезжим. Иногда мы бывали у однокурсников в общежитии. Поражался увиденному: помимо того, что ребята с 9 утра до 11 вечера учатся в институте, они и хозяйством занимаются сами. А я, москвич, приезжал домой - ужин готов, вещи закинул в стиральную машину, сами постирались. А им и денег не у кого было занять.
- Как напутствуют в Щукинском новичков?
- В первый день нашей учебы один из преподавателей сказал: "Здесь вас 25 человек, но в лучшем случае в профессию пойдут двое, в худшем - никто". И я сразу подумал: "Почему бы мне не быть одному из тех двоих?" В Москве пять театральных институтов: "Щепка", "Щука", ГИТИС, МХАТ и ВГИК. Каждый год выпускается около 100 актеров и актрис - это очень много, поэтому большинство из них или находят себе другое занятие, или спиваются. Это жестокая профессия. Если у тебя есть, грубо говоря, рубль, то ты можешь начать строить маленький домик, а можешь пойти в казино. Если выиграешь, станешь всем, проиграешь - сам виноват.
- Профессия стоит того?
- Если хочется стать актером, то стоит. Вот, например, моя мама тоже всегда мечтала стать актрисой, но она ничего для этого не делала - просто мечтала.
- Актеры невостребованы, а провинциальная молодежь продолжает приезжать и поступать в театральные вузы...
- Их привлекает слава, деньги. У меня счастливая, безоблачная жизнь. Когда Марчелло Мастроянни спросили, нравится ли ему быть актером, он сказал: "А вы сами подумайте: я захочу - мне привозят сценарий, если он мне подошел, то за мной приезжает машина, которая и везет меня на съемочную площадку. Там за мной ухаживают, переодевают, подносят все, что захочу. Снимаюсь, а после получаю огромные деньги, и еще меня знает весь мир". В моей жизни все происходит точно так же. Мне моя профессия нравится. Но есть те, кто считает ее, например, глупой. Иногда меня останавливают гаишники и говорят: "Что такая рожа знакомая? Наверное, уже останавливали тебя?" Я говорю им: "Нет, я актер". - "Клоун? Ну-ну". Для кого-то я клоун.
- Ты часто играл военных, но сам в армии не служил...
- Нет, не служил, но те три месяца, что мы готовились к съемкам "Сибирского цирюльника" и жили в казармах в Костроме, для меня были равносильны армии.
- А нужно молодому человку отслужить в армии?
- Кому-то нужно, кому-то нет. Мне хватило трех месяцев, но если бы не "Сибирский цирюльник", до сих пор не знал бы, что это такое. Кстати, благодаря этой школе мне было легко играть и в "Границе". Иногда на съемках консультант отсутствовал, и тогда советы начинал давать я. Но мне кажется, что сегодня у молодежи очень много свободы - это опасно. Даже в свободе должна быть мера.