В ЛОНДОНЕ напасть покруче: в подземных коммуникациях британской столицы обосновались люди-мутанты. Бывшие бомжи, они так же, как и американские крокодилы, с годами ослепли. Преисполненные злобы к человеческой цивилизации лондонские упыри регулярно затаскивают под землю зазевавшихся прохожих и бомжей, после чего полицейские обнаруживают очередной обглоданный труп.
ПРИЧУДЛИВ городской фольклор. Возьмите любой мегаполис мира - обязательно услышите байки о страшных существах, обитающих на его территории - как правило, под землей. В Москве, что хорошо, до людей-мутантов дело не дошло, но вот о гигантских крысах, живущих в метрополитене, в 90-е годы не писали только ленивые журналисты. Несколько лет назад появилось сообщение и о двухголовом котенке, которого родила обычная московская мурка в обычной городской квартире (говорят, котенок помер в ветеринарной клинике). Периодически газеты запугивают читателя заметками о пучеглазых рыбах с раздвоенными плавниками (этих уродцев горе-рыбаки неизменно вылавливают в районе Капотни). Наконец, любителям экстрима предлагается совсем уж убойная легенда об обитателях Московского зоопарка. Оказывается, звери, томящиеся в клетках, раз в год выходят на свободу (через подземные коммуникации, разумеется), чтобы отомстить людям за нанесенные ими обиды. Страшно?
ЧТОБЫ разобраться, насколько урбанистическая среда обитания способствует видоизменениям в животном мире (для тех, кто не понял: правда ли, что мегаполис способен порождать мутантов?), мы обратились в Институт биологии развития РАН.
Рыбешка по-зиловски
"ЗНАЕТЕ, я сам люблю ниндзя-черепашек, это такой классный образ для кинематографа, но дожидаться от природы появления подобных монстров - занятие неблагодарное. Вероятность возникновения тех мутаций, о которых складываются байки, крайне низкая, - говорит зав. лабораторией института Владимир Захаров. - Процесс этот абсолютно ненаправлен. При неблагоприятном воздействии на организм в его наследственной информации происходит куча сбоев, целый веер изменений. Это может быть как увеличение размеров особи, так и их снижение. Есть множество других проявлений. Например, считается, что животные в городской среде становятся более агрессивными. Но повышение агрессивности или ее снижение - тоже вещь непредсказуемая".
При сильном уровне загрязнения окружающей среды наиболее чувствительные виды животных, птиц и рыб просто-напросто погибают. В этом случае о мутациях говорить не приходится. А тем животным, которые продолжают жить в мегаполисе, так или иначе приходится испытывать на себе воздействие антропогенного фактора (в Москве это в первую очередь химические выбросы). Как следствие - генетические нарушения, ослабление иммунной системы и ухудшение общего самочувствия. Так называемые доминантные мутации проявляются сразу: уродства видны невооруженным глазом. Но чаще происходит накопление генетических нарушений. Они прикрываются нормальной частью наследственной информации и внешне незаметны. Однако через несколько поколений такая мутация - она называется рецессивной - все равно дает о себе знать: рождается особь с выраженными аномальными признаками.
Так, рассказы о рыбах-мутантах уже не являются народными байками. Это научно освидетельствованный факт. Несколько лет назад ученые трех академических институтов провели оценку состояния рыб в Москве-реке. Анализу подвергли плотву из района сброса сточных вод ЗИЛа. Были обнаружены изменения плавников, глаз и других органов. У всех шести самок найдены скопления клеток, которые свидетельствуют о плохом нересте предыдущего года. "Обнаруженные нарушения сопоставимы с данными в районах высокого химического и радиационного загрязнения", - сделали вывод ученые.
Прожорливые пасюки
И ВСЕ-ТАКИ не дают москвичам покоя гигантские крысы размером с собаку, шастающие по ночам в тоннелях метрополитена. С легкой руки столичных диггеров рассказы о серых монстрах до сих пор будоражат воображение впечатлительных домохозяек. Некоторые диггеры утверждают, что видели целые стаи этих крыс, облюбовавших коммуникации прямо под Кремлем и Белым домом.
"Серая крыса, или пасюк, - огромная проблема для всех крупных городов мира, не только для Москвы, - считает В. Захаров. - Понятно, что по гигиеническим соображениям их рядом с человеком быть не должно, как и тараканов. Но это очень пластичный, легко приспосабливающийся к условиям среды вид. Животные фантастические: перегрызают перекрытия, проходят через канализационные трубы. (Доводилось слышать версию о том, что после ядерной зимы крысы окажутся единственными животными, которые выживут и смогут эволюционировать в разумное существо. - Д. П.) Но вот мутанты размером с собаку... Извините, таких видеть не доводилось. Думаю, если кто-то наблюдал крупных особей, тому есть более разумное объяснение. Антропогенное воздействие иногда способствует повышению биологической продуктивности. Грубо говоря, некоторые виды животных благодаря человеку хорошо отъедаются. Неудивительно, что на свалках крысы крупнее. А мутации тут абсолютно ни при чем".
Настораживает, что за последние годы пресловутый антропогенный фактор уже сказался на здоровье домашних животных. Ветеринары отмечают, что резко возросло количество злокачественных опухолей (и, соответственно, летальных исходов) у собак. Почему? Да потому, что собака в отличие от ее хозяина не просто дышит "свежим" воздухом во время прогулки. Обнюхивая территорию, она, словно пылесос, впитывает в себя любые загрязнения почвы и травы. А ведь на земле оседает вся та грязь, которой наполнена атмосфера мегаполиса.
Состояние здоровья городских животных (на карте дана его оценка на примере четырех столичных районов), даже, как это ни парадоксально, все тех же ненавистных крыс, - одна из экологических проблем Москвы. Изменения, которые происходят в организмах "братьев наших меньших", так или иначе происходят и в наших организмах. Если оставлять проблему без внимания, глядишь, через десяток лет в столице появятся новые мифы. На этот раз уже о людях-мутантах...
В НЬЮ-ЙОРКЕ обывателя запугивают рассказами о крокодилах-альбиносах, коими кишит городская канализация. Дескать, в 30-е годы прошлого столетия у американцев возникла мода на экзотических рептилий. Потом мода прошла, и хозяева, недолго думая, поспускали животных в унитазы. Те, однако, не вымерли, а за долгие годы, не видя света, превратились в пучеглазых прожорливых альбиносов. Питаются нью-йоркские аллигаторы крысами и сантехниками, которые по недомыслию спускаются в коллекторы. Не смейтесь: янки верят в этот миф так же свято, как и в привидения.