Андрея СТОЛЯРОВА в "Останкино" называют свободным художником, который борется с телевизионным начальством не за место под солнцем, а за идею. Его программы "Антимония" и "Очевидное - невероятное", выходящие на ТВЦ, считаются не особо рейтинговыми, так как, по словам телевизионных критиков, "не рассчитаны на массового зрителя". Сам Столяров говорит, что его проекты - практически единственные на нашем телевидении - занимаются повышением интеллектуального уровня населения, а не околпачиванием страны.
- НЕ ОБИДНО, что вашу программу "Антимония" массовый зритель не очень жалует?
- Массовый зритель - это только термин, который ушел с революцией и социализмом и вдруг снова возник неизвестно откуда. Мне все равно, посмотрит меня один человек или тысяча, главное, чтобы они оценили мои старания. "Антимония" не из тех программ, которые каждый день курсируют по страницам газет и журналов, поэтому малообразованная молодежь нас действительно не понимает и не смотрит. Я не собираюсь конкурировать с другими игровыми шоу, потому что не хочу прописываться в их тусовке. Ведь они, даже не выйдя в эфир, уже начинают околпачивать народ. Еще не было ни одного выпуска, а все газеты заранее предсказывают, что именно эта телеигра - наше с вами будущее. На самом же деле это не передачи, а суррогат, сборкой которого я не занимаюсь. Я просто беру свою голову и придумываю, к примеру, ту же "Антимонию", и знаю, что у нее не будет аналогов на Западе, что я ни у кого ничего не украл.
- В "Антимонии" по сравнению с другими игровыми шоу за ответ на очень сложные вопросы вы даете очень маленькие деньги...
- Пробовали устанавливать гигантские выигрыши, но потом поняли, что нашему зрителю это ни к чему. Звонки в студию начинаются за час до прямого эфира, и я не слышу в голосах людей алчности. Они звонят не из-за того, что хотят урвать 3 тыс. долл., они хотят поучаствовать, показать свой ум. Некорректно разыгрывать в эфире немыслимые суммы, приучая людей к тому, что можно прожить на халяву. Тех, кто делает подобные программы, надо судить. Знаю случай, когда один американец пожаловался в суд: мол, одна из передач отучает его от работы, убеждает в том, что можно ни хрена не делать. Суд эту программу закрыл!
- По поводу "Очевидного - невероятного" тоже было много нелестных разговоров, передачу упрекали в несенсационности.
- Сенсации подбираются соответственно потребностям нашего интеллектуального уровня. Для тех, кто считает сегодняшнюю шумиху вокруг клонирования человека сенсацией, мы действительно не подходим. Если кто не в курсе, первый клон появился еще 25 лет назад, это научно установленный факт. Для нас, к примеру, достойная тема для сенсации - будем мы бороться с ядерной войной или будем летать на Марс, или то, что мы нашли и дописали последнюю строчку стихотворения Пушкина, которая звучит в начале нашей программы. Жаль, что это никого не удивляет. Наши люди считают сенсацией то, что Киркоров дал в морду Шевчуку, а не то, что каким-то чудом нашлась пушкинская строка. Для тех, кто считает уровень "Очевидного - невероятного" несоответствующим, скажу, что нам завидует прославленный канал "Дискавери", который все пытается, но никак не может дотянуться до нашей планки.
- Героев проектов вы тоже по уровню своей философии подбираете? Например, о Борисе Моисееве вы сделали целый фильм.
- В то время, когда я снимал о нем фильм, для меня это был герой. Тогда у этого человека сгорели все декорации, он остался практически без рубля в кармане и без друзей, потому что все вокруг его страшно возненавидели. Я увидел в Моисееве не просто какую-то странную личность, которая выбрала себе нетрадиционный сексуальный ориентир, а очень глубокого и мудрого человека. Вообще я предпочитаю героев, которым трудно, которых не любят. Тот же Пенкин, когда работал дворником на Арбате, был мне особенно интересен.