ИЗ ВСЕГО, что создал композитор Евгений ДОГА, чаще всего вспоминают вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь". Именно это произведение американская Академия наук объявила шедевром ХХ века, а музыканты в переходах метро назвали самым жалобным и... доходным. Диски с музыкой Евгения Доги издают и переиздают во многих странах мира, а композитор говорит о своей невостребованности в России.
- ЕВГЕНИЙ Дмитриевич, в последнее время вы больше занимаетесь академической музыкой. Как оцениваете тенденции, возникающие в этой области искусства?
- Это музыковеды и снобы любят придумывать всякие пятые, десятые направления и делать из этого проблему. Сейчас во всем мире, в том числе и в России, проходят фестивали с непонятным для меня названием "Новая музыка". Такое впечатление, что можно сочинять еще и старую музыку. В нашем обществе, в том числе и в музыкальной культуре, сегодня нарушена гармония, баланс. В этом в первую очередь виноваты средства массовой информации, особенно радио и ТВ, навязывающие обществу попсу. Попсовики варварски разорвали искусство на тряпки. Конечно, право на существование имеют все жанры, но зачем подменять одно другим?
- Но существуют же СМИ, специализирующиеся на классической музыке. Те, кому интересны симфонии, смотрят канал "Культура", а не МТV.
- Совершенно не понимаю тех, кто говорит: "Я не люблю попсу потому, что люблю симфонии" - или наоборот. Есть много талантливой поп-музыки и не меньше бездарных симфоний. Жанр никакой роли не играет. Меня крайне удивляет, что канал "Культура" не ставит в ротацию классическую поп-музыку, а Муз-ТВ - популярную классику. Вопреки распространенному мнению я убежден, что молодежь способна воспринимать академическую музыку. Однажды на мой симфонический концерт прорвались без билетов 30 металлистов. Представляете, два больших отделения они стояли вдоль стен и внимательно слушали.
- Признайтесь, от невостребованности в настоящий момент страдаете?
- Не только я, большинство моих коллег сегодня страдают от невостребованности. В начале 90-х ситуация вообще была по-настоящему катастрофическая. Сейчас полегче, появились гастроли, спасает кино. Сочинение же опер, балетов, квартетов и даже песен не приносит абсолютно никакого дохода. Вот заканчиваю оперу "Диалоги любви", но кто и когда ее поставит, одному Богу известно.
- Недавно композиторы вдруг вспомнили, что кинотеатры не выплачивают положенные им 3% с проката фильмов...
- Если бы только кинотеатры... Фирма "Мелодия" продает записи музыки иностранным фирмам с копий, изготовленных не ею, а самими композиторами, то есть их интеллектуальную и материальную собственность. При этом авторам предоставляют какие-то сомнительно оформленные договоры с проставленными в них мифическими суммами. Ни РАО, ни соответствующие правоохранительные органы на это никак не реагируют, и таким образом композиторы остаются со своими проблемами один на один. Да и западные прокатчики вовсю пользуются инертностью российских блюстителей авторских прав. Например, после выступления под мою музыку американских и канадских фигуристов на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити никаких денежных перечислений мне не поступало.
- Не обидно, что на протяжении вот уже 20 лет вас ассоциируют исключительно с вальсом из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь"?
- Очень жаль, хотя был бы рад остаться в истории даже с одним-единственным произведением. У нас в стране более двух тысяч композиторов, и, будь у каждого хотя бы по одной мелодии высокого класса, представляете, какое было бы богатство! Да и репертуар музыкантов, играющих в подземных переходах, расширился бы.
- Ваш вальс часто называют гимном любви. Для вас близки понятия "любовь" и "музыка"?
- В моем понимании каждое из этих понятий крайне эгоистично, а потому конкуренции не терпит. Или любовь, или музыка.
- С такой позицией вас жена никогда не ревновала к музыке? Очень сомневаюсь, что она разделяет ваше мнение.
- Эта дилемма преследует меня всю жизнь. Мы с супругой решили пожениться буквально через три дня после знакомства, и я сразу заявил, что для меня главной будет музыка. Она согласилась. Честно говоря, семьянин я неважный. Практически не участвовал в воспитании дочери, сейчас, к великому сожалению, та же ситуация с внуком. Нас с женой всю жизнь пытаются поссорить с помощью анонимок, сплетен. Но, слава богу, ни я, ни жена не обращаем на это никакого внимания, что сильно расстраивает недоброжелателей.