Примерное время чтения: 5 минут
157

Дорога на тот свет выложена шпалами

НА МОСКОВСКОЙ железной дороге гибнут люди. В прошлом году зарегистрировано 1685 случаев непроизводственного травматизма (так специалисты обозначают попадание под поезд): 1213 чел. "отделались" инвалидностью и травмами разной степени тяжести, а 713 чел., среди которых 24 ребенка, погибли. Детский травматизм за год вырос на 21%. Т. е. в 2001 г. пострадали 33 ребенка до 16 лет, а в 2002 г. - уже 40. Участились случаи "групповых" несчастий. В 2001 г. при 18 происшествиях поезда покалечили 37 чел., а в прошлом году в 30 аналогичных ситуациях оказалось 69 пострадавших.

Работники железки вообще ни при чем

И НЕ ПЫТАЙТЕСЬ свалить вину за происходящее на железнодорожников. "Московские железнодорожники, - сообщает пресс-служба МЖД, - постоянно проводят организационные и технические мероприятия, обновляют памятки и плакаты, устанавливают специальные знаки и указатели, проводят лекции и выступают в СМИ, работают с предприятиями, учебными заведениями и исполнительными органами власти. НЕУСТАННО ремонтируют пассажирские платформы, павильоны и навесы, пешеходные мосты и переходы, настилы, улучшают видимость на переездах, освещение остановочных пунктов, платформ, станций". В прошлом году на все эти мероприятия потратили 40 млн. руб.

Железнодорожники обычно обвиняют граждан, которые по неосторожности (или по пьянке) отдыхают на рельсах и перебегают через пути в неположенных местах. Хотя, как тонко подметили в пресс-службе, "люди стали внимательнее вести себя на путях перегонов, чем на платформах ж/д станций. И свиданий с "зеленым змием" вблизи идущих поездов стало меньше, чем в предыдущем году".

...обвиняют местные власти

ОБЩАЯ статистика пугает, но мало что объясняет. Вряд ли несчастные случаи равномерно распределены по всей протяженности дороги. А чтобы с ними бороться, для начала надо выделить самые "гиблые места". В каждом конкретном случае найти, что именно "не так", и обезопасить людей и поезда друг от друга. Рассуждая таким образом, я и не предполагала, что вдаваться в детали пресс-службе МЖД категорически ЗАПРЕЩЕНО! Отчего такая секретность? К счастью, сами железнодорожники оказались более открытыми для общения.

Московско-Рязанское направление было выбрано по обращениям читателей. На этой дороге есть участки, лидирующие по количеству несчастий. Там много переходов и левостороннее движение, а на крутых поворотах лесные массивы сокращают обзор. Люди слышат звук приближающейся электрички, но по привычке смотрят в другую сторону. В результате попадают под колеса.

Мне повезло, все сотрудники отдела охраны труда Московско-Рязанского отделения оказались на месте. Потому что большую часть своего рабочего времени они проводят в дороге, следят за соблюдением правил техники безопасности. Инженер по охране труда Валентина Каменева предоставила самую свежую статистику (см. таблицу). В пределах Московского региона наиболее беспокойными признаны Раменское, Воскресенск и Люберцы. Что подтвердило предположения наших читателей. Так, на перегоне от Раменского до Голутвина за год зафиксировано 31 происшествие. Самые распространенные причины: хождение в неустановленных местах и неогражденные участки. Обо всем этом не один раз писали в местную администрацию. Ноль внимания.

Схожая ситуация в Шатуре. Город фактически поделен железной дорогой на две части. Пешеходный переход - посередине парка. Когда останавливаются грузовые поезда (что бывает довольно часто), переход перекрывается. Пешеходный настил можно перенести в другое место и оградить опасный участок. МЖД предлагает шатурским властям объединиться и решить проблему. Но городская администрация осталась безучастна. На платформе Ухтомской был и мост, и пешеходный настил, до тех пор пока две женщины, переходившие по настилу через пути, не попали под колеса состава. Чтобы у жителей не было соблазна пользоваться этим ненадежным переходом, его разобрали по согласованию с местной властью.

А на платформе Удельная - та же проблема. Но администрация и служители близлежащей церкви не дают разрешения снять потенциально опасный настил. Трагедия на Ухтомской для них не аргумент.

В прошлом году 46 чел. поезд настиг именно на настилах. 15 чел. были травмированы при попытке взобраться (или спрыгнуть) на платформу в неположенном месте. Еще 15 чел. провалились между платформой и вагоном, а 3 пассажира электричек были зажаты автоматическими дверями.

...и все же - виноваты

ВДУМАЙТЕСЬ, на наших дорогах нет практически ни одного машиниста, который хотя бы раз (будучи еще помощником) кого-то не задавил или не зацепил! Потому что нашим гражданам, догоняющим уходящую электричку, встречный поезд - не помеха. Наши люди готовы жизнь отдать за удовольствие "по шпалам бежать домой по привычке". А стоп-кран у нас - для баловства. И платформы бывают скользкими. И машинисты, закрывая двери, могут не заметить и зажать выходящего пассажира. Но кто-то должен заботиться, чтобы свести риск к минимуму?

И вот что интересно, железнодорожники обязаны согласовывать свои действия с муниципальным руководством только в тех случаях, когда искусственные сооружения (путепроводы или подземные пешеходные переходы) выходят за границу полосы отвода. Таких случаев - единицы. В остальных - специалисты МЖД должны сами решать вопросы перемещения настилов, строительства мостов, установки ограждений, указателей, хорошего освещения и т. п. И не ждать чьих-то согласований. Что мешает у каждого перехода на левостороннем участке поставить указатели: "Внимание! Посмотрите направо!"? Разве это большие затраты? Такой метод давно отработан в Лондоне, где подобные напоминания начертаны прямо на асфальте.

Конечно, граждане должны соблюдать элементарные правила, и местным властям не возбраняется оказывать посильную помощь для безопасности собственного населения. Но это не освобождает МЖД от ответственности за случившиеся трагедии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно