МЫ УЖЕ рассказывали вам о поддельных магнитных карточках, которыми приторговывают практически все водители "неотурникеченных" автобусов и троллейбусов. С каждой проданной подделкой карман шофера становится тяжелее на 6-7 руб. Неплохая прибавка к жалованью.
НО, ОКАЗАЛОСЬ, это не единственный и не самый действенный метод получить приличный "довесок" к официальной зарплате. Наиболее простой способ подзаработать, не вставая с водительского кресла, - это посадить к себе в машину "левого" кондуктора. Другими словами, договориться, чтобы его роль исполнила какая-нибудь родственница или знакомая. Заработать подобным перевоплощением можно весьма солидную сумму. Например, размер часовой выручки, которую должен сдать в кассу кондуктор, трудящийся на 63-м троллейбусном маршруте, составляет 300 руб. Смена длится 8 часов. То есть, прокатавшись с водителем всего одну смену, "неучтенный" кондуктор положит в их общий карман 2,4 тыс. руб. И это как минимум! Ведь есть еще часы пик, когда выручка существенно возрастает. Конечно, псевдокондукторов периодически ловят, и водителей, допустивших их на маршрут, наказывают. Но это никого не останавливает. Оно и понятно: нынче шоферы получают в среднем 6 - 7 тыс. руб. в месяц. То есть за один день риска можно "отбить" треть своей официальной зарплаты. Да и наказывают провинившихся не очень сурово: чаще всего лишь лишают премии и надбавок. В крайнем случае (которого пока еще не было) водителя могут уволить.
Впрочем, главный вопрос не в том, как наказывать. Важнее понять, почему такое оказалось возможным. Дело в том, что кондуктор нынче - персонаж совершенно не обязательный, эдакий "бонус" к автобусу или троллейбусу. На одном и том же маршруте, более того, в одной и той же машине он может присутствовать или отсутствовать с одинаковым успехом. Быть или не быть кондуктору в салоне, определяет руководство парка. Причем совершенно произвольно, так как в правилах пользования наземным общественным транспортом о кондукторах, их роли, правах и обязанностях НЕТ НИ СЛОВА. Вот эта неразбериха и порождает "левых" кондукторов. Подобный хаос царит и в других вопросах, связанных с общественным транспортом. И в конечном итоге именно он (а не нерадивые пассажиры) является первопричиной огромных дыр в столичном "транспортном" бюджете.