... "МНЕ совсем не страшно. Ну вот ни капельки", - бормочу я себе под нос и стараюсь не глядеть на растущую впереди громаду заброшенного завода. Скоро я буду там - на самом верху... Черт меня понес испытать на себе модный у городской молодежи "вид отдыха" - промышленный альпинизм. Ну какая из меня скалолазка?
НАПАРНИК, волосатое небритое создание с геологического факультета, пожелавший назваться Инструктором, долго объяснял мне основные узлы, заставляя завязывать-перевязывать их снова и снова. Теперь в моей голове все эти странные названия типа "альпийского проводника", "прусика" и не то "портвейна", не то "глинтвейна" перемешались в однородную массу. Зато способ завязывания удавки запомнился почему-то лучше всех.
Пояс и "лифчик"
МЕСТО нашей тренировки - старый бетонный завод в Подольске - внушительная конструкция из железобетонных балок. Пустырь, строительный хлам, брошенные карьеры, вагончики, поросшие сорняком. Пейзажик в духе "Сталкера", на фоне которого еще не хватало грохнуться спиной на щебень с двадцатиметровой высоты. А именно на такую и собирается тащить Инструктор. "А-а-а! Не полезу!" - орет у меня внутри чей-то голос. Кажется, мой собственный.
Меня обряжают в снаряжение: пояс - на бедра и "лифчик" - на грудь. Все затягивается и проверяется. Чувствую себя космонавтом перед запуском. "Ну все, полезли", - слышу страшный приговор Инструктора. Первое испытание - совсем невысокий подъем на лестничную площадку. Метра три над землей. Инструктор раз-два и вскарабкался наверх. Лезу немного и зависаю. Страшно, потому как надобно руками обхватить железную рельсу и подтянуться. Люди добрые, я ж в жизни такого не сделаю! "А я говорю - лезь, скоро солнце зайдет, как спускаться будешь? В темноте? - кричит мой учитель-мучитель. - Я ж тебя вытяну! Вон и страховку уже к рельсе привязал!" Тут не выдерживаю и повисаю на балке. Ноги скользят по стене в поисках опоры. Пискнув: "Мама, падаю!" - уж было и вправду собираюсь это действие свершить, как меня тянет вверх, а через секунду ткнулась носом в мокрое ржавое железо. Шевелиться не хочется.
Висим "на соплях"
ИСПЫТАНИЕ номер два: вскарабкаться по наклонному желобу. По нему, похоже, когда-то цемент или известь спускали. Инструктор показывает, где держаться руками. Цепляюсь носком ботинка за узкую щель в железе, переношу вес на левую ногу и быстро перехватываюсь рукой. Теперь - другая нога. Холодное железо обжигает ладони, за шиворот льется вода с крыши, мерзко стекая по спине. Последний рывок - и я у цели. "Можешь передохнуть - я пока веревки навешу", - смилостивился мой наставник. Пью горячий чай из термоса, а Инструктор, балансируя на краю карниза, привязывает трос к перилам. "Здесь вообще много кто тренируется: недавно карабин на земле нашли, - повествует он. - На другой стене приколочены железячки, за которые надо цепляться, когда взбираешься наверх... Кстати, эта веревка называется "сопля", будешь на ней висеть".
Перешагиваю через перила. Страховка уже привязана к тросу хитромудрым узлом. Особенность его в том, что чем сильнее тянешь, тем больше он ослабевает, и наоборот. Одна рука - на страховочном узле, другая - чуть отпускает трос, "встегнутый" в спусковой механизм. Все кажется жутко ненадежным. Откровенно трушу, колени трясутся, зубы стучат. "Давай же, отпусти еще тросик, - ласково-раздраженно вещает голос над ухом. - Ну вот, теперь ты уже не вернешься, только вниз". "А вот и нет!" - заявляю я и, забыв про вредный узел страховки, пытаюсь вытянуть себя в прежнее вертикальное положение. Срыв! Веревка заскользила в руках, резко падаю спиной вперед и припечатываюсь филейной частью к карнизу. Крепко вцепляюсь в веревку, ноги задраны выше головы! Инструктор спускается ко мне и, бурча что-то под нос, пытается оттянуть мою попу от стены. Кряхтя, кое-как мне удается упереться стопами и нормально оттолкнуться, спустив немного троса. Раз - и я болтаюсь под нижним краем карниза, как елочная игрушка. Еще и ветром крутит, ни дать ни взять - шарик новогодний.
Зазевавшись, отпускаю страховочный узел. А он возьми и затянись намертво! "Внештатная ситуация!" - комментирует Инструктор. Пристегивает к тросу некую штуковину с петлей, называемую "жумаром", и велит, продев ногу в петлю, потянуться вверх на одной руке. Второй надо узел ослабить. После нескольких неудачных попыток напарник предлагает перерезать страховку. Ну нет - я, потея и сопя, с седьмого раза освобождаю узел! Ура - вниз, на землю!
Подобно человеку-пауку скольжу вниз, рядом Инструктор едет вниз головой. Касание тверди, и предупреждение вслух: "Земля!". Отвязываюсь. Руки от напряжения и от холода пронзает дикая боль. "Ничего, сейчас пройдет, - говорит Инструктор, взглянув на мою гримасу. - А так ты ничего, молодцом. В следующий раз без страховки полезешь - проблем с узлом не будет, а там и до настоящих горных стенок недалеко... Главное - узлы учи. И не "глинтвейн", а "грип вайн"..." Ладно, выучу на всякий случай: мало ли где еще придется на "соплях" висеть.