...ДОГОРАЛ подернутый дымкой закат. Десять мужчин, одетых в черное, вершили молитву Господу. Самый молодой, брат Ион, вытер пот со лба и посмотрел на далекое красное зарево. Он дал обет молчания, а потому про себя поблагодарил Бога за жизнь, которую еще не прожил, за братьев, которых засыпал благословенной землей на территории храма несколько минут назад...
Пять веков спустя
ЗНАЕТЕ ли вы, что время имеет вполне материальное воплощение? Например, XVI век залегает где-то на глубине полутора-двух метров. Если считать от сегодняшнего уровня - уровня мостовых XXI века. Как припорошило-то землю с тех пор, как по ней ходили царствующие особы и средневековые князья! Когда храмы были значительно выше, чем теперь. Метра на два "лишних" взметались над простыми смертными. Руководство Троице-Сергиевой лавры решило вернуть прежний облик обители и сделать ниже тротуары. Для этого потребовалось снять верхний слой земли. Поскольку лавра - исторический памятник, за работу взялись ученые Российской академии наук. Археологи "подняли" мостовую, по которой целый век ходили смертные, светские, сирые, богатые и убогие, грешные и...
О том, что здесь могут быть захоронения, археологи догадывались: во-первых, частично информация сохранилась в церковных летописях, во-вторых, территорию "прозвонили" современными приборами вроде локаторов. И прямо под тротуаром обнаружились два захоронения, почти рядом, метрах в десяти друг от друга. Одно из них - монашеское. Монахи лежали в деревянных гробах, иные прямо в колодах. Колоды они делали себе сами - выдалбливали углубление в стволе дерева. В нем спали при жизни, в нем - покидали мир. Когда археологи "вскрыли" землю, под ней оказались кости. Колоды не покрывали крышками или плитами. Под головами у некоторых - кирпичи, заменяющие подушку. Все эти знаки указывают на то, что при жизни погребенные монахи были далеко не обычными личностями. Схимничество - это высшая степень монашества.
Представить трудно, но пять веков назад эти люди молились здесь за все человечество. За современников своих - царя Василия III (отца Ивана Грозного), жену его Соломонию Сабурову и... наверняка за нас с вами... Кстати сказать, особы из рода Сабуровых, из рода царевой жены, захоронены здесь же, на светском кладбище, что рядом с монашеским. В самом лучшем месте, с восточной стороны храма. Тяжеленные, мощнейшие каменные надгробия лежат очень плотно. Почему? Да потому что земля здесь была страшно дорогая! Князья и бояре за то, чтобы быть похороненным в этом месте, платили 100 руб. По тем временам бешеные деньги! На сто целковых можно было купить несколько усадеб. Некоторые не деньгами расплачивались, а жертвовали монастырю свои владения. Плиты сохранились достаточно хорошо. Иногда можно прочитать надписи, в частности имя Сабурова. Время захоронения - XVI век - устанавливается и по рисункам на плитах. Мелкие треугольнички по периметру плиты - такой орнамент называется "волчий зуб". Он был характерен для XVI века.
Семинаристы на подхвате
АРХЕОЛОГИ не считают греховным вторжение в захоронение. Тем более все, что они делают, - с благословения высокого руководства лавры. Здесь и раньше велись раскопки. Но такие масштабные - впервые! О необходимости изучения лавры еще в начале прошлого века говорили, в первые годы советской власти даже ставилась задача изучения лавры. Но программа не реализовывалась по различным причинам. Хотя это бесценный памятник России и православию. Здешние захоронения - усыпальница ведущих родов России и Москвы.
Сегодня к раскопкам привлечены и семинаристы. У них сейчас каникулы, да им и интересно потрудиться здесь. "Поставили копать до "материка", - говорит один из них, Павел. "Материком" археологи называют настоящую, "родную" для этих мест, почву, не ту, которой потом присыпали. - А нам было бы интересно докопать до той земли, которая была здесь во времена Сергия Радонежского... Ребята нашли монету XVI века, осколок глиняного кувшина того же времени - слезницу". "Слезница - это маленький такой кувшинчик, - поясняет Саша. - Ее ставили в ноги покойному и наполняли маслами благовонными". Как знать теперь - у чьих стоп стояла эта слезница?
ИЗ ИСТОРИИ. При самом преподобном Сергии и долгое время после него, до 1556 г., на территории монастыря было много захоронений. Но почти совсем нет теперь надгробных памятников не только древних, но и старых. Некоторые историки высказывают такое предположение. В 1722 г. Петром Великим был издан указ, чтобы у приходских церквей и в монастырях надгробные каменья сровнять с землей. И во исполнение сего указа, должно быть, территорию и очищали. А в веке XIX на этом же месте появились тротуары.