Примерное время чтения: 5 минут
194

"Всухомятка". Кто и как нас кормит "быстро"

ЕЖЕДНЕВНО каждый третий москвич покупает себе что-то из фаст-фуда - пирожок, хот-дог или пиццу по цене от 7 до 200 руб. За месяц эта незначительная сумма превращается в 40 млн. долл. - именно столько в среднем составляет оборот предприятий быстрого питания в столице.

Быстрота - залог богатства

НЕ НУЖНО думать, что "быстрая еда" приплыла в Москву из-за границы. В советские времена практически на каждом углу можно было найти "Блинную", "Рюмочную" или "Пельменную". А еще были кафе-мороженое "Минутка" или "Момент". Но потом все это исчезло, и на столицу обрушился "Макдоналдс" (сейчас в столице действует уже 50 ресторанов этой сети). За ним, в 1992 г., открываются первые заведения "Ростик груп" - "Ростик.с" и "Патио-пицца" (теперь у нас 30 "Ростик.сов" и 13 "Патио-пицц"). В 1993 г. на улицах появились автофургончики с хот-догами "Стефф" (сейчас "Стоп-Топ"). "Хозяином" была российская компания "Маркон-Сити", закупившая необходимое оборудование за рубежом. В 1995 г. при поддержке правительства Москвы открылось "Русское бистро" (сейчас - 8 точек). Но самый настоящий "бутербродный бум" столица пережила после кризиса 1998 г., когда многие предприниматели оказались не у дел. Единственным выходом было открытие собственного дела, где не требовались серьезные вложения. Им как раз и стал фаст-фуд. После кризиса появились первые палатки "Крошки-картошки". Основатели сети - предприниматели Андрей Конончук и Виталий Науменко подсмотрели идею по производству печеного картофеля в Турции. В 1999 г. одна за другой стали появляться палатки с вывесками "Теремок", "Пирожки из печи", "Ням-ням", "Товарищество Е. В. Пирогова и С. А. Караваева", "Обжора". Следом - "Куры-гриль", "Золотой цыпленок", сеть ресторанов "Сбарро" (сейчас их в столице 26), "Ёлки-палки" (21), точки быстрой еды с налетом юго-восточного колорита - сеть ресторанов "Якитория", палаток "Хуанхэ", кафе "Восточный экспресс".

Сейчас в столице действует порядка 3 тысяч точек фаст-фуда. Верхний уровень занимают ресторанчики быстрого питания (их около 200), средний - небольшие кафе на базе автоприцепов (порядка 1 тыс.) и уличные точки по продаже пирожков. Нижнюю ступеньку занимают бабушки, продающие пирожки собственного приготовления у метро и даже на Манежной площади. Интересно, что уличную торговлю облюбовали в основном отечественные предприниматели, а ресторанные сети - зарубежные. Почему - понятно. В среднем на открытие одной точки быстрого питания на базе автокафе нужно потратить 6-11 тыс. долл., а чтобы открыть полноценное кафе - от 150 до 300 тыс. долл. Установка палатки по производству пончиков и чебуреков обойдется всего в 4,6 тыс. долл. При этом себестоимость 1 кг пончиков - около 15 руб., а их продажная цена 60-120 руб. Из 3 тысяч предприятий фаст-фуда 300 компаний работают сетью. По подсчетам экспертов Ассоциации предприятий быстрого питания, работа одной палатки окупается после введения в действие 10-й точки. Поэтому на рынке выживают в основном гиганты, у которых минимум 20 точек.

Без конкуренции

РЫНОК быстрого питания укомплектован всего лишь на 15-20%, поэтому конкуренции между компаниями практически нет. От этого и все неудобства, которые испытываем мы, покупатели. Во-первых, цены по сравнению с западными все еще остаются достаточно высокими. Поэтому москвичи ряд заведений быстрого питания воспринимают скорее как рестораны. Обед в "Сбарро", "Патио-пицце", "Ёлках-палках" обойдется как минимум в 250-300 руб. Во-вторых, отношение к потребителю - в целом его можно выразить словами "и так съедят". Особенно это касается уличного фаст-фуда. Элементарной салфетки к пирожку не допросишься. Большинство автокафе не оборудовано столиками, поэтому есть приходится на бегу, попутно запивая еду горячим чаем. А тонкие и низкие стаканчики - именно такие вручают уличные фастфудчики - для ходьбы по улицам совсем не предназначены.

А обслуживание... В ряде палаток продавца нужно умолять, чтобы он разогрел так называемый горячий пирожок. В плане обслуживания портятся даже те предприятия быстрого питания, которые изначально были ориентированы на западный образец. Например, "Русское бистро". Продавцы реагируют медленно, туалета нет в принципе. Так еще и откажутся заменить испорченное блюдо.

Поражает и убогий ассортимент столичного фаст-фуда - сплошные гамбургеры, хот-доги и пирожки. А ведь иногда так хочется горячего супчика. Даже крупные компании-монстры, представленные в Москве, не пытаются что-нибудь изменить в своем ассортименте. Например, в других странах тот же "Макдоналдс" предлагает не только картошку и бутерброд, но и овощные салатики, где-то виноград, яблоки, йогурты.

Резервы

ЕЖЕГОДНО москвичи съедают бутербродов-пирожков почти на 480 млн. долл. По прогнозам экспертов, к 2005 г. эта сумма вырастет в 3 раза. По словам председателя Московской ассоциации предприятий быстрого питания Евгения Кобзаря, во многом успех той или иной торговой точки зависит от ее местоположения. Самые доходные из них - в центре, около вокзалов - уже давно заняты. Поэтому многие предприниматели делают ставку на так называемые фаст-корты - ресторанные дворики в крупнейших гипермаркетах. Потребителям уже сейчас навязывается привычка делать покупки с бутербродом наперевес. Мини-рестораны, такие как "Макдоналдс", "Сбарро", "Крошка-картошка" и т. п., уже работают в торговых центрах "Рамстор", "Ашан", "ХL" и других. Вполне возможно, что многие компании займутся франчайзингом, т. е. начнут сдавать свою торговую марку в аренду. Такая система популярна среди компаний быстрого питания за рубежом. Правда, в России единственный эксперимент по этой части закончился плачевно. В середине 90-х так поступила компания "Дока-пицца". Первоначально все изделия мини-пекарен удивляли своим качеством. Затем большинство "закупщиков" марки отступились от стандартов, и качество продукции заметно снизилось.

КСТАТИ. Руководство французского "Макдоналдса" призналось, что есть гамбургеры больше одного раза в неделю не стоит. Английские и американские врачи в связи с этим даже предложили ввести высокий налог на нездоровую пищу, главным образом на хот-доги и сандвичи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно