Примерное время чтения: 6 минут
165

Москва - лидер по очкам

РАЗЛИЧИЙ между городским и сельским жителем - как между хомо сапиенс и инопланетянином. И еще вопрос: кому из них в этой оппозиции отводится роль человека разумного? Разница не столько в образе жизни, привычках и манере разговора, сколько в состоянии здоровья. Возьмите зрение. Замечено, что жители городов утратили способность видеть во тьме. То, что она была у наших далеких предков, сомнений не вызывает, иначе хищники по ночам бы всех "перекушали". Городская иллюминация, круглосуточное освещение лишили нас такого понятия, как абсолютная ночь. Попади москвич в деревню - в ночное время суток он там будет беспомощен, как ребенок.

ИМЕННО зрением (и еще болезнями опорно-двигательной системы) горожане расплачиваются за радости технологического прогресса. Посмотрите, сколько в Москве очкариков - причем не пожилых и даже не среднего возраста, а вполне молодых людей. Медики отмечают, что число инвалидов по зрению во всем мире неуклонно растет. И наибольший удельный вес имеют городские жители - 76% от общего количества.

ПК для трехлеток

В КОНЦЕ ХХ века близорукость признали одной из "болезней цивилизации". Она непременная спутница научно-технических преобразований, в первую очередь - компьютеризации. Когда в 80-е гг. Япония переживала бум повального увлечения компьютерными играми, доля больных с диагнозом "близорукость" резко возросла аж в два раза. "Такую же картину мы сейчас наблюдаем в Москве. Если по России близорукостью страдают 15-17% детей и подростков, то в столице этот показатель достиг 27-30%, - утверждает кандидат медицинских наук Игорь Азнаурян. - Если все оставить как есть, лет через десять Москва превратится в город очкариков".

Игорь Азнаурян возглавляет региональный Центр охраны зрения детей и подростков. Именно детская офтальмология первой фиксирует эти опасные тенденции. Почему? Да потому что любое вредное воздействие на организм ребенка не проходит бесследно: оно имеет свойство накапливаться, чтобы через несколько лет "прорваться" в виде какой-либо болезни. Скажем, если взрослый сидит целый день перед компьютером, его глаза, конечно, устают, но это преходящее утомление. Человек может выспаться, отдохнуть в выходные, и все будет в порядке. Иное дело - ребенок. Чрезмерное, ничем не мотивированное времяпрепровождение перед экраном компьютера или телевизора не может не сказаться на его зрении. Близорукость может развиться уже к семи годам - именно в этом возрасте органы зрения формируются окончательно. А может подкараулить чуть позже - в 9-10 лет.

"На этот возраст выпадает второй пик обращений с диагнозом "близорукость", - продолжает И. Азнаурян. - Сейчас многие дети уже в три года сидят у компьютера. Родителям нужно задуматься над тем, чтобы создавать детям другую мотивацию - прививать интерес к играм во дворе, к занятиям спортом. Да и простые игрушки следует выбирать таким образом, чтобы они вызывали адекватное раздражение органов зрения ребенка. То есть нужны традиционные формы (шар, куб), яркие цвета. Тогда клетки мозга будут развиваться нормально".

Дальнее - близкое

УВЫ, жители мегаполисов видят все хуже и хуже. Ведь человеческий глаз эволюционно приспособлен к тому, чтобы смотреть на средние и дальние расстояния. А вблизи наши глаза "предпочитают" рассматривать крупные предметы. Но поскольку и с мелочью приходится дело иметь, мудрая природа распорядилась так: глядя вдаль, мы экономим энергию глазного яблока для того, чтобы при необходимости обеспечить максимум зрения на близком расстоянии. Пресловутые компьютерные игры полны мелких деталей - именно они создают нагрузку на глаза. А вообще проблемы со зрением у человечества начались с приходом эпохи письменности. Нужно ли говорить, что современный информационный бум их только усугубил?

К тому, что мы живем в северных широтах (здесь количество солнечных дней меньше, чем на юге, - всего 112 в году, и это также приводит к развитию близорукости), добавляется частый смог. Он портит "четкость изображения", воспринимаемого нами. Наверное, стоит порадоваться, что загазованный воздух не способен проникать сквозь роговицу глаза, а то бы горожане, наверное, давно ослепли. Зато "прелести" столичной жизни сказываются на зрении будущих москвичей, когда они еще находятся в материнской утробе. Дело в том, что зрительная система ребенка формируется на третьем месяце беременности. И в значительной степени на нее влияет образ жизни матери, состояние ее здоровья. В больших городах дети чаще рождаются с врожденными патологиями зрения - и воздух, и вода здесь не те, что в деревне. Плюс стрессы, недостаток витаминов. Процент недоношенных детей в Москве тоже несколько выше, чем в регионах (не в последнюю очередь благодаря успехам медицины). А ведь преждевременные роды создают предпосылки к будущим глазным недугам. Например, к нистагму. Характерный признак этой тяжелейшей патологии - бегающие, не способные за что-то "зацепиться" зрачки. Так вот, в Москве доля больных нистагмом на 1,5% больше, чем в остальных регионах.

За мусором звезд не видно

О ТОМ, что человеческому глазу в городе не за что "зацепиться", говорит и директор московского центра "Видеоэкология" Василий Филин. Правда, он имеет в виду нечто иное. Особенностью архитектуры современных городов является гомогенность (однородность) окружающей среды. Эта визуальная среда не соответствует физиологическим нормам зрения человека. Ну а если ему постоянно приходится созерцать так называемую агрессивную видеосреду (прямые и острые углы, обилие все тех же мелких деталей), то может не только нарушиться зрение, но и расстроиться психика.

"Человеческое зрение так устроено, что даже в темноте или при закрытых веках глаза совершают молниеносные движения, - поясняет суть своей теории Василий Филин. - Мы видим как бы кусками - плавные чередуются с резкими. Чтобы глаз не уставал, после каждого движения ему надо зафиксироваться на новой картинке - это я и называю "зацепиться". Если же мы смотрим на поверхность с повторяющимся рисунком - например, на высотные дома со множеством одинаковых окон, - глаз начинает "нервничать". Появляется неприятное ощущение, а затем и усталость".

Человек, как известно, воспринимает мир пятью органами чувств. Но для городского жителя первостепенное значение приобретают два из них - слух и зрение. При этом на долю зрения вообще выпадает рекордная доля информации - от 80 до 95% от всего ее объема. По идее, горожанам следовало бы видеть мир гораздо лучше, чем жителям деревни (если в одном месте убывает, то в другом должно прибыть), но, увы, все происходит наоборот. В окружающем нас видеоряде так много информационного мусора, что из-за него мы неспособны увидеть что-то значимое и важное. Например, звезды на ночном небе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно