ЕЩЕ НЕДАВНО Государственный таможенный комитет (ГТК) являлся абсолютно самостоятельной организацией, работа которой давала стране почти 40% доходной части бюджета. Однако в ходе реформы исполнительной власти, устроенной накануне выборов, комитет был реорганизован в службу и оказался в подчинении сразу у двух "старших братьев" - Минэкономразвития Германа Грефа и Минфина Алексея Кудрина. О том, как это преобразование повлияет на работу российской таможни, рассказывает первый заместитель главы Федеральной таможенной службы Леонид ЛОЗБЕНКО.
- НА МОЙ взгляд, в нынешних экономических условиях таможенная служба - один из важнейших рычагов, с помощью которого можно обеспечить конкурентоспособность российской экономики. В прошлом году прирост ВВП (внутреннего валового продукта) достиг 7%. Половина - за счет внешней торговли, а это поле нашего ведомства: таможня, создавая условия или барьеры, реально регулирует торговлю и собирает деньги в бюджет.
Таможенная служба - механизм тонкой настройки экономики страны. Но сама служба экономическую политику не разрабатывает.
- В начале года руководство ГТК обещало полностью выполнить правительственное задание и даже утверждало, что соберет в бюджет 1 трлн. руб. Сохранился ли этот оптимизм после преобразования комитета в службу?
- Раньше мы работали большей частью непосредственно с премьером, при необходимости стыкуясь с другими ведомствами. Теперь служба действует под эгидой Минэкономразвития, а часть финансовых вопросов будет решать Минфин.
Надеемся, что эти министерства благодаря своему весу и влиянию в экономическом блоке правительства помогут нам реализовать намеченную программу. Насколько можно судить по уже состоявшимся переговорам, руководители этих ведомств бесспорно заинтересованы в повышении эффективности работы таможни. Если этот уровень понимания сохранится, названную сумму в бюджет мы дадим, а может, даже и перевыполним обещание.
- Какие преобразования будут происходить в структуре службы в ближайшее время?
- Российское правительство получило заем в 140 млн. долл. на информатизацию нашей службы. Мы поставили перед собой чрезвычайно амбициозную цель - в 2008 г. попасть в пятерку лучших таможенных администраций мира. Что для этого необходимо наладить? Развитую инфраструктуру - наличие пунктов пропуска и постов внутри страны и связи между ними. Правовую базу, построенную на основе международных стандартов и принципов. Кадровый потенциал и информационные технологии.
Первые шаги уже сделаны - это признала и Всемирная таможенная организация, единогласно избравшая ГТК на своей июньской сессии в Брюсселе главным координатором Европейского региона и вице-президентом этой организации.
- К чему должны привести описанные вами изменения?
- Это даст нам возможность своевременно перерабатывать информацию, которую мы будем получать заблаговременно, до того как товар пересечет границу России. Мы сможем оценить риски. Хотим, чтобы нас совсем не было видно, но при этом мы были бы везде. Тогда таможенная служба сможет осуществлять контроль в виде сервиса.
- С января в России вступил в силу новый Таможенный кодекс. Многие в связи с этим предрекали значительное усложнение в работе таможенников.
- Говорили даже, что таможня берет себя за горло и загоняет в тиски трех дней на оформление всех необходимых документов. Кстати, российская таможня единственная в мире отважилась записать в своем законодательстве ограничение в 3 дня. За 3 месяца, прошедших с введения кодекса, никаких сбоев не произошло. Более того, многие крупные торговые компании благодарят нас за своевременное оформление всех бумаг. Сегодня в первый день мы растаможиваем 63% всех грузов, во второй - 22%, в третий - 10% и лишь около 5% в срок свыше 3 дней.
Благодаря этому за первые 2 месяца текущего года в бюджет перечислено более чем на 40 млрд. руб. больше, чем за тот же срок в 2003 г. В этом году таможня перевыполнила задание правительства на 9,7%.