МОЖНО понять москвичей, боящихся ездить в лифтах. К традиционным причинам этого страха - клаустрофобии, антисанитарии, угрозе подвергнуться нападению - можно добавить еще парочку. Во-первых, если вы застрянете в лифте, ждать помощи, скорее всего, придется много дольше положенных по нормативу 30 минут: автомобильные пробки на улицах Москвы не позволяют аварийным бригадам всегда приезжать вовремя. Во-вторых, по информации самого ГУП "Мослифт", одной из главных проблем лифтового хозяйства на данный момент является продолжающееся старение оборудования. Если, заходя в кабину, вы не можете быть на 100% уверены, что благополучно доберетесь до нужного этажа, приятного в этом, согласитесь, мало.
Вдобавок ко всему откуда-то взялся слух, что "Мослифт" могут вообще упразднить. Он как будто бы подпадает под федеральную экономическую программу, по которой все государственные унитарные предприятия к 2008 г. должны пройти через процедуру акционирования, а уж столичное правительство этими акциями распорядится по своему усмотрению. Захочет - оставит "Мослифту", захочет - продаст их ОАО "МОС ОТИС", которое является вторым по величине предприятием, осуществляющим техническое обслуживание лифтов в столице. Если это произойдет, то в лице коммерческой компании мы получим монополиста, который в первую очередь будет заботиться о своей прибыли, а уже затем о качестве обслуживания. Собственно, учреждая в 1992 г. "МОС ОТИС", городские власти, как сказано в постановлении, преследовали "цели создания конкуренции (на тот момент монополистом был "Мослифт") на рынке услуг по техническому обслуживанию, монтажу, замене и реконструкции лифтов, а также привлечения иностранных инвестиций в сферу городского хозяйства". Может ли статься, что теперь ситуацию вновь возьмет под контроль лишь одно предприятие, к тому же по сути являющееся филиалом иностранной компании?
Ни в "Мослифте", ни в "МОС ОТИС" слух не подтвердили. "Это просто невозможно", - таков был основной тон комментариев. Представитель "Мослифта", на условиях анонимности, подчеркнул, что подобное совершенно недопустимо: "Бизнес есть бизнес. Допустим, если в жилом доме сломался лифт и надо ставить новый двигатель, мы делаем это бесплатно, а уже потом требуем деньги за работу. А при наличии коммерческого интереса порядок действий может быть иным - лифт будет простаивать, пока компания не получит предоплату за ремонт".
Особой конкуренции между "Мослифтом", "МОС ОТИСом" и другими, более мелкими предприятиями нет: районы Москвы поделены между ними, а цены, по которым производятся работы, устанавливает правительство Москвы. Оно же корректирует их по мере инфляции. Тем не менее присутствие на рынке нескольких игроков позволяет эффективно решать основную проблему лифтового хозяйства - изношенность оборудования. На данный момент в городе 25 тыс. лифтов выработали 25-летний ресурс - их необходимо менять или модернизировать.