ПРОШЛО 60 с лишним лет, как отгремела битва за Москву. Но до сих пор в строительных котлованах, в фундаментах старых зданий, при прокладке коммуникаций и даже при посадке деревьев из земли вылезают проржавевшие и полуразрушившиеся бомбы, мины и снаряды ВОВ. Только в последнее время немецкие авиабомбы (стоящие на боевом взводе и готовые взорваться в любую минуту) были обнаружены на улице Летчика Бабушкина и на Фрунзенской набережной; на Мясницкой и Филевском бульваре в ходе ремонта домов найдены крупнокалиберные снаряды. Обезвреживанием войсковых боеприпасов занимается группа разминирования Московской военной комендатуры.
С 1941 по 1943 год фашистская авиация совершила 134 налета на Москву, в которых участвовало около 9 тыс. самолетов. Каждый из них нес по 4 тыс. кг фугасных авиабомб. По мнению специалистов, примерно каждая сотая из них не взорвалась, а затаилась, попав в болотистую почву, в реки. К тому же на подступах к Москве работала еще и дальнобойная немецкая артиллерия. И территории, находившиеся под артобстрелом, уже в послевоенное время влились в столицу. "В последние 10 лет боеприпасы времен ВОВ буквально полезли из земли, - рассказывает начальник группы разминирования майор Денис Днепровский. - Скорее всего, это связано со свойством почвы выталкивать из себя крупные твердые предметы. Именно поэтому в 1993 г. была создана специальная группа. Чаще всего опасные находки встречаются весной, когда начинают рыть котлованы под строительство. В среднем экипаж выезжает на вызовы 2 раза в день".
Однако каждый раз подобное разминирование связано с огромным риском. Ведь, как правило, наиболее безопасный вариант - подрыв находки прямо на месте - чаще всего невозможен. Минерам приходится вывозить смертельно опасный груз на спецполигон в Подмосковье. Столичное правительство предоставило микроавтобусы. В них установлен бронированный бункер, способный выдержать взрыв 700 г тротила. При том что средний артиллерийский снаряд весит 25-30 кг, надежды на такой бункер немного. Возможно, поэтому рядом с ним по старинке минеры возят большой ящик с песком, куда и укладывают опасные находки.
"Обидно, что во многих случаях боеприпасы завозят в столицу вместе с песком или грунтом, - жалуется майор Днепровский. - Нередко в почве из карьеров в районе Волоколамска обнаруживают сильно покореженные снаряды. С такими объектами сложно работать. Неповрежденный снаряд может пролежать в земле не одну сотню лет. А в случае когда корпус деформирован, начинается процесс "выпаривания" - на его поверхности образуется белый налет тринитротолуола". В таких случаях взрыв может произойти даже от небольшого воздействия. "Иногда, когда видишь старую гранату с почти разрушившимся запалом, становится страшно, - рассказывает минер Максим. - Однажды мы обнаружили целый ящик с гранатами и снарядами. Поняли, что вывозить боеприпасы опасно. Хорошо, что дело происходило в котловане и была возможность полностью обезопасить людей. В результате подрыва никто не пострадал".
Есть в Златоглавой особенно опасные территории. Так, в районе Хорошево-Мневники в годы войны располагались склады Красной армии. Как-то после немецкой бомбежки там возник пожар, снаряды и мины разлетелись в радиусе многих десятков метров. Сегодня группа разминирования выезжает туда чуть ли не каждую неделю.