24 августа.
ВЗРЫВ на остановке, Каширское шоссе. Пострадали 4 чел. Один доставлен в НИИ им. Склифосовского, трое - в 7-ю горбольницу.
24 августа.
ВЗРЫВЫ на самолетах Ту-154 (Москва - Сочи), Ту-134 (Москва - Волгоград). Погибли 90 чел.
31 августа.
ВЗРЫВ у ст. м. "Рижская". 7 чел. погибли на месте, 3 скончались в больницах, более 50 чел. получили ранения. До сих пор в больницах города находятся 33 чел., 6 из них в тяжелом состоянии.
1 сентября.
ЗАХВАТ школы в Беслане. Более 400 погибших. Сначала в Москву были госпитализированы 6 детей: четверо в ДГКБ N 9 (характер ран - огнестрельные ранения, ожоги 2-й и 3-й степени), один - в 7-ю горбольницу с огнестрельным ранением и семилетняя девочка - в глазное хирургическое отделение Морозовской больницы (МДГКБ). Затем привезли 11 детей. 4 ребенка попали в 9-ю больницу, столько же приняла МДГКБ. В Филатовской, Тушинской и ДГКБ св. Владимира находится по одному ребенку, многим уже сделаны операции. На этой неделе ожидается прибытие новых пациентов из Северной Осетии.
ТЯЖЕЛЫЙ случился для нас август. Гремели взрывы. Гибли ни в чем не повинные люди. Трудно переживать все это. Простым горожанам, депутатам, актерам, писателям, чиновникам - всем нам, москвичам. Чего мы ждем от власти? Что можем предложить сами?
Анатолий ПРИСТАВКИН, писатель:
- ВСЕ, что я хотел сказать о терроризме, я написал в своих произведениях, в том числе в повести "Ночевала тучка золотая...". В детстве я пережил разгром детдома. Тогда же литераторы из Грозного писали мне, что все неправда, что так быть не могло и быть не может... Поэтому для меня события в Беслане - боль не отстраненная, а своя, личная. Я ночами не спал, сидя у телевизора. Сидел и плакал. Но когда увидел, что плачет президент Осетии Дзасохов, понял, что другой реакции в этой ситуации быть не могло. Но боевиков не проймешь ни пулями, ни словами, ни родительскими слезами. Они - беспощадные преступники. А следом за ними преступление совершает наше телевидение. Сейчас они показывают, как освободившиеся дети в отчаянном порыве прикладываются к воде. Следующий кадр - реклама: зажравшиеся морды, которые тоже томимы жаждой, они лакают пиво прямо из горла...
Спасаться от терроризма нужно сообща - власть и народ вместе. И одно из главных направлений (я согласен с президентом) - борьба с коррупцией. Я не видел на месте трагедии практически никаких больших чинов из федеральных ведомств. Все они понаехали уже после развязки. Но, к сожалению, плохи и мы сами. Мы безалаберны и равнодушны. Пока кто-то из нас готов за одну зеленую бумажку сдать свою комнату шахидкам, терроризм будет существовать. И это все. Я молчу в память о жертвах. И прислушиваюсь. Поют золотые ангелы, в которых превратились погибшие дети.
Юрий ПОПОВ, депутат МГД:
- МЕНЯ волнует то, в каком состоянии находится безопасность нашего города. Есть несколько серьезных позиций для размышления. В первую очередь, по заявлениям официальных лиц, мы - воюющее государство. И законы войны отличаются от законов мирного времени. И эти законы влекут за собой временное ограничение граждан в части их прав. Я говорю прежде всего о том, что уже предпринял президент: закрыты административные границы Осетии и Ингушетии. Не обойтись и без того, что на военные рельсы придется поставить экономическую составляющую. Сейчас столичный бюджет носит социальный характер. Но на войне - все для победы. К сожалению, москвичам, скорее всего, придется отказаться от части льгот и пособий. Еще одна важная проблема - нездоровая конкуренция ведомств. ФСБ, МВД, МЧС, ряд мелких структур борются не за то, чтобы спасать людей, а только чтобы доказать: мы главные и самые нужные! Именно поэтому в броуновском движении спецслужб во время штурма школы в Беслане не погибли только те дети, на которых не хватило пуль. Терроризм по своим приемам не похож на ВОВ, он затрагивает не всех людей вместе, а каждого либо лично, либо опосредованно. Но это не меняет ничего по сути. Чтобы теракта в Беслане не повторилось, нужно четко осознать: игрушки кончились, началась война.
Ирина РАБЕР, префект СВАО:
- БЕЗОПАСНОСТЬ москвичам может быть гарантирована при консолидации усилий власти и населения. Городская власть разработала специальную программу, созданы инструкции. Но и горожане не должны расслабляться. Нужно быть бдительными, не расхлябанными, активными. Устоять смогут только те, кто выработает жесткую гражданскую позицию. И ее формирование уже началось - ведь это, увы, не первый теракт в Москве и не первый в России. А детям правильно вести себя в сложной ситуации помогут учителя (работа с руководителями учебных заведений уже проведена), психологи и сами родители, на правильный настрой которых я очень надеюсь.
Сергей ГОНЧАРОВ, депутат МГД:
- У НАС много проблем по разным направлениям. Но сейчас враг N 1 для России - терроризм. За последние дни мы потеряли не одну сотню людей. Сегодня все лучшее, что есть у спецслужб, необходимо направить на создание единого мощного блока. При достойном финансировании удастся добиться положительного результата. При недостатке средств ничего не получится.
Эдуард ЛИМОНОВ, писатель:
- ЛИЧНО я - человек, который был на пяти войнах, неоднократно ходил в атаку, которого взрывали и который долгое время сидел в российских тюрьмах, - уже ничего не боюсь. Смерть вообще-то - профессиональное заболевание, с этим надо смириться. И к этому надо быть готовым всегда, а не только сейчас, когда нам сказали, что против России развязана война. Война, если быть точным, идет уже 10 лет, сейчас она лишь перешла в диверсионную фазу. И следует признать, что Россия в этой войне постоянно терпит поражение. Шанс окончить ее победой был в самом начале, в 1994 г., когда покорение Чечни было вполне реальным. Этот шанс был бездарно упущен, и теперь, к сожалению, речь идет о проигранной войне и капитуляции... Я не верю в способность российского обывателя к сплочению перед лицом опасности.
Игорь ЛИВАНОВ, актер:
- Я ВИДЕЛ: в каждом доме в Беслане есть оружие. И эти люди способны объединиться и защитить свой дом. А у нас, москвичей, всего этого нет. Я не уверен, что, если со мной что-то случится, ко мне придут соседи и станут мне помогать. У нас очень много хороших людей, но гражданского общества, к сожалению, нет. Это наша беда.
Сергей НИКОНЕНКО, актер:
- МНЕ не страшно. Другой вопрос, что не вернуть тех, кто погиб. Вот от этого больно и горько. С детьми из Беслана мы хороним и свое будущее. У меня такое ощущение, что это мои дети. Нам, и об этом говорил президент, объявлена война. И хватит играть в демократию, права человека. На войне как на войне. Мы обязаны себя защитить. Мне сложно говорить, что именно и как надо делать, я не в силовых структурах работаю. Но те, кто отвечает за безопасность Родины, страшно прокололись. Это их большой-большой минус. Должны были существовать усиленные меры предосторожности. А они не были приняты. Даже когда вы играете в шахматы, немного играете за противника. Предугадываете его ходы. Почему этого не делают люди, которым по профессии быть положено стратегами?
Лев ДУРОВ, режиссер:
- Я СВОЕ уже прожил, а вот за детей и за внуков страшно. И думаю, что руководство страны и Путин должны принять какие-то радикальные меры в связи с происходящим, потому что полумеры уже не помогают защитить людей. Проходит время, боль стихает, люди успокаиваются, потому что не их коснулось. А те, кого непосредственно коснулась трагедия, свыкаются. Милиция ослабляет бдительность, и так до следующего чудовищного теракта. Что мы можем сделать сами? Собрать народную дружину и пойти с дубинами или автоматами патрулировать улицу? Это глупо. Я не политик, я актер и думаю, что надо обращаться к каким-то влиятельным людям, потому что в такой ситуации должны создаваться и действовать самые суровые законы по отношению к террористам. Нет и не должно быть пощады этим людям. Весь мир содрогнулся от того, что произошло в Беслане. Надо любыми путями остановить волну этого чудовищного и совершенно бессмысленного насилия. Иначе нельзя, потому что кроме школ, театров и метро у нас есть еще детские сады и ясли.