В ВОЮЮЩЕМ уже больше месяца Белграде мы наблюдали удивительные вещи. На заре горожане отправляются глазеть на разрушенные за ночь здания, гуляют возле них, фотографируются на фоне развалин. Да и вообще белградцы решительно не желают воспринимать войну всерьез, живя по принципу: "нас бомбят, а мы танцуем". Наутро распространяются сводки с данными о погибших во время ночных налетов, а уже в полдень в пику "натофашистам" начинаются неизменные рок- и поп-концерты, массовые гулянья, продажа злободневных патриотических сувениров и т. п.
Прокомментировать эту удивительную ситуацию с точки зрения психолога мы попросили заместителя директора Института психологии РАН доктора наук, профессора Владимира Николаевича ДРУЖИНИНА:
- Налицо классический вариант "пира во время чумы". Перед лицом явной смертельной угрозы человек подсознательно начинает жить, предаваясь веселью, не отказывая себе ни в каких удовольствиях, чтобы прожить так хотя бы один день, раз уж он, возможно, окажется последним. Так ведут себя люди, которые готовы умереть, например камикадзе. Это способ эмоциональной разрядки.
С другой стороны, подобные действия людей могут быть своего рода реакцией защиты от травмирующей ситуации, о чем писал еще Зигмунд Фрейд. Настроение и поведение человека меняются таким образом, что происходит вытеснение угрозы из сознания, отрицание существующей опасности по принципу: "все нормально, жизнь продолжается". Такое поведение свойственно, например, людям, смертельно больным раком, - человек верит, что у него не рак, а какое-то доброкачественное новообразование, и что он все равно выживет. По подобной схеме может защищать себя и общество в целом. Война - это реальная угроза жизни, то есть ситуация настолько травмирующая, что, постоянно осознавая ее, жить просто невозможно. Если постоянно об этом думать, можно сойти с ума.
Не исключено, что югославское руководство организует или просто инициирует массовые патриотическо-праздничные и митинговые мероприятия, опираясь именно на советы психологов и в расчете на то, что социальная почва для этого вполне подходящая. Благоприятный фон обеспечивается, очевидно, и национальным стереотипом поведения сербов - отнюдь не депрессивным, а скорее воинственно-эйфоричным. Насколько можно судить, впадать в уныние - не в характере сербов, поскольку это заведомо вызовет непонимание и даже неодобрение со стороны родных, друзей, соседей - всех окружающих. Для сербов стереотип поведения, характеризующийся уверенностью в себе, эйфорией, надеждой на лучшее будущее, формировался веками, ведь Сербия воевала и находилась под чужеземным гнетом едва ли не больше, чем Россия. Рожденный в постоянной борьбе социальный оптимизм сломать чрезвычайно трудно. И если склонный к депрессии человек, как правило, обвиняет в своих проблемах себя, ищет их первопричину в своих предположительно ошибочных действиях, то оптимистичный человек, склонный к эйфории, мыслит и поступает прямо противоположным образом. Этот так называемый неоправданный оптимизм, между прочим, - очень важный фактор в сложившейся сегодня патовой ситуации на Балканах. Просчитывали ли его с помощью психологов американцы и их партнеры по НАТО? Если нет, то на этом они могут сильно погореть. Ведь люди, которые никогда не винят себя в собственных неудачах, имеют по сравнению с другими гораздо больший запас прочности.