Примерное время чтения: 7 минут
1456

"Московская сага": история с историей

ЧЕТЫРЕ раза в неделю по ТВ показывают сериал по роману В. Аксенова "Московская сага". Фильм про наш город не только по названию. Улицы и дома столицы стали не просто фоном для сюжета: они - такие же герои картины, как многочисленные члены семьи Градовых. Мы видим столицу на протяжении нескольких десятилетий - самых непростых для страны. Насколько достоверно воспроизведена эта эпоха?

Зрители

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат МГД:

- ЛЮБОЙ сериал создается для более упрощенного восприятия человеком того или иного материала. И как педагог могу сказать: очень рад, что такой фильм у нас есть. Об истории необходимо рассказывать вновь и вновь, особенно молодому поколению. Жанр семейного кино - это большой плюс. И важно, что показывают столь натурально, хотя декорации и картонные. Единственный минус - это то, что актеры играют не в полную силу. Они способны на большее.

Людмила ТАТАРИНОВА, профессор МГУ:

- НА МОЙ взгляд, фильм довольно тяжелый. Некоторые сцены показаны слишком натуралистично, их можно было сократить. Ведь одно дело - книга, а когда такие вещи выносятся на экран, смотреть нелегко. Особенно это касается сцены изнасилования. Хотя, конечно же, был страшный 1937 г., были аресты, клевета, но необязательно об этом ТАК вспоминать.

Сергей ЕСИН, ректор Литинститута:

- ВИДЕЛ в своей жизни многое, в том числе и в кинематографе. "Московскую сагу" посмотрел только две серии, дальше не стал. Почему? По-моему, все слишком предсказуемо, ожидаемо. Когда, например, там был момент разговора, сказал своей супруге: "А сейчас начнется разговор о политике". Так и произошло. Жаль, ведь актерский состав подобрался очень солидный.

Елизавета ГОРБУНОВА, коренная москвичка:

- У МЕНЯ тоже двоякое отношение к фильму. В нем одновременно и совершенно неорганично существуют два мира. Сюжетная линия и фон, на котором все происходит. Сам роман, его герои, их жизненные переживания - это захватывает, ждешь продолжения фильма, чтобы узнать, что произойдет дальше. А вот фон - просто хочется позвонить создателям картины и объясниться. Вот мы ругаем американцев, когда они снимают фильмы про нас. Советская военная форма у них не соответствует исторической правде, водку пьют маленькими глоточками, дома наполняют странными предметами. Но что ни серия в "Саге", то просто сонм ошибок. В 1925 г. жена звонит Градову, набирая номер на телефонном аппарате прямо в нужный кабинет. Граждане, да тогда через "барышню" общались! Знаменитая "Аннушка" в кадре... и бетонные плиты на трамвайных путях. Откуда они могут быть в 1927 г.? Посмотрите, как сияет огнями дача в Серебряном Бору в военном 41-м. А как же светомаскировка? Или - Сталин идет прощаться с Лениным. И Мавзолей такой же, как и сегодня. Да его накрыли тканью, замаскировали, чтобы фашисты не могли бомбить. А как генерал разъезжает по линии фронта на машине с зажженными фарами? Чтобы немцам легче было по нему стрелять? Тогда на фары надевали специальные щитки, оставляя лишь узкую полоску света. Неужели авторам фильма трудно было пригласить консультанта - человека, который жил в те годы и заметил бы все эти исторические неточности.

Татьяна ГОРБАЧЕВА, замдиректора Музея истории Москвы:

- К СЕРИАЛУ как к культурному явлению отношусь скорее положительно. Он мне нравится. Что касается исторической достоверности, то она намного ближе, чем во многих других фильмах. Хотя степень условности очевидна. Но, поверьте, бывает и хуже...

Александр ГУЩИН, председатель Общества коренных москвичей:

- У МЕНЯ двоякое чувство. С одной стороны - горечь того времени и событий, которые действительно были, и натерпелись все. С другой - много неправдоподобных моментов. Например, коллективные застолья. Но ведь те годы - это другое время. Скажем, Серебряный Бор как был отдельной территорией, так и остался ею сейчас. Там живут "другие" люди, там нет простых. Тем не менее сказать "этого не было" нельзя. "Было" - ну, по крайней мере, мы в это верим. Сам я не очень хорошо помню те времена, но много знаю о демонстрациях, тюрьмах, лагерях.

Герои

Инна ЧУРИКОВА (Мэри Градова):

- КАРТИНУ снимали очень долго, не один год. Подобная работа требует душевных затрат. Тем более что речь идет о такой нелегкой судьбе, как у этой грузинской женщины - моей героини, теряющей детей, внуков, о тяжелой судьбе нашей страны. Такой материал требует от актеров собранности, глубокого погружения в ситуацию и в то же время простого, естественного исполнения ролей. Тогда проще и достовернее получается создаваемый образ. Такая вот сложная простота... Мне трудно оценивать результат - я еще не видела фильм целиком. Работаю в театре, по вечерам играю спектакли, в это время телевизор смотреть невозможно. Правда, один раз получилось. Включила телевизор и попала на эпизод, где моя героиня заболела и лежит в больнице, и меня, как оказалось, в этой серии нет вообще. А я об этом и не знала, для меня это было полной неожиданностью. Очень многие спрашивают сегодня про Пифагора - овчарку, которая там у нас в Серебряном Бору живет. Так вот, это собака Юрия Мефодиевича. Она на съемках была доброжелательна со всеми, ко всем хорошо относилась, но любила только Соломина.

Дмитрий ХАРАТЬЯН (вохровец Шевчук):

- МЫ РАБОТАЛИ прямо в городе. Сцены, где я сижу во дворе Вероники Градовой, снимались на углу Тверской. Это очень известный дом. Если свернуть в Камергерский, со стороны МХТа, с правой стороны первый дом, и в нем арка. Сразу справа подъезд, в который все время входят герои. Причем, как водится, летнюю сцену снимали зимой. Шел снег мелкими хлопьями, но снять умудрились так, что его не видно в кадре. Все ходили раздетые, по-летнему. Я был в гимнастерке, фуражке, а изо рта шел пар. И снимали это в ноябре - декабре в течение нескольких дней! А натуру для лагеря сделали в Подмосковье, на Волоколамском направлении, под Нахабином. Стоял лютый мороз, градусов под 30. Специально для съемок построили барак, вышку, натянули колючую проволоку. Помимо настоящего мороза и снега для натуральности задействовали еще и ветродуй.

Александр РЕЗАЛИН (Нугзар Ламадзе):

- ДЛЯ меня съемки в "Московской саге" начинались с последнего эпизода, в котором мой герой застрелился. А потом я уже стал играть молодого Нугзара. Съемки шли долго, играть молодого было все тяжелее и тяжелее - шучу! Дом в Серебряном Бору, где происходят основные события, - реальный. Это бывшая дача какого-то известного советского деятеля. Но сейчас она заброшена и пустует. Съемочная база картины располагалась в Гнездниковском переулке. Поэтому мы называли ее "Гнездо". В двухэтажном домике, предназначенном под снос, расположили офисы и выстроили декорации. Там, к примеру, была построена генеральская "квартира" Вероники Градовой. Здание телеграфа за окном - на самом деле макет. В "Гнезде" выстроили и тифлисскую квартиру, в которой я Нину Градову - Будину... к стенке прижимал. Сцену, где мы с Берией смотрим кино про атомный взрыв, снимали в здании Военной академии в районе Зубовской площади. Они, бедные, сдают в аренду свои помещения. Это был огромный кабинет, украшенный массой подарков от дружеских стран и армий. А парад, на котором мы красуемся со Сталиным и Берией, снимали в Тушине. Как раз напротив Тушинского аэродрома есть старое здание с трибуной ДОСААФ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно